Русская фантастика
Искать в этом разделе
Хотите съесть живую крысу? (К экранизации Хаббарда)
Назад (4 из 7)
На главную
Вперед


* * *

   Рон Хаббард - одна из самых колоритных фигур культуры ХХ века. Американский прозаик, автор около 100 книг в самых разных жанрах. Среди самых известных - фантастические романы "Последнее затемнение", триллер "Страх", галактическая декалогия "Миссия на Земле". Но Рон Хаббард славен не только литературой - он умудрился стать основателем науки дианетики и религиозного течения сайентология. Годами этот мессия жил на яхте в нейтральных водах, скрываясь от преследований по поводу неуплаты налогов; жив ли он сейчас, или куда-то скрылся - об этом ходят разные слухи. Его романы едко критикуют за низкий художественный уровень и заигрывание с фашистской идеей, его учение и религию дружно обзывают квазинаучными - но факт остается фактом: Всемирная церковь сайентологии превратилась ныне в гигантскую транснациональную корпорацию, имеющую представительства и последователей во многих странах мира, в том числе в России и Украине. Многие ученые и богословы встревожены ростом популярности этой Церкви в наших странах, отмечают ее агрессивность, наступательность, использование методики "промывания мозгов". . .
   Одним из ярых адептов сайентологии является Джон Траволта - супер-суперзвезда американского кино. Он и выступил продюсером и исполнителем главной роли в экранизации романа "Поле битвы - Земля: сага о 3000-м годе", который Хаббард создал в 1982 году и который, после шумной рекламной компании, стал-таки культовым бестселлером. . . На создание фильма (режиссер - Р. Кристиан), Траволта "выбил" достаточные деньги (около 100 млн. долларов), так что можно было ожидать некого шедевра, квинтэссенцию Хаббарда, Траволты и сайентологии.
   Что же получилось?
   . . . Как и в романе, так и в фильме действие разворачивается в 3000-м году, когда Земля-матушка являет собою сплошную пустошь и развалины. Виной тому жестокая транспланетная раса Псилоксов, которая за всего девять минут захватила нашу планету. На Земле остались разрозненные группы людей, которые либо скрываются от агрессоров, либо превращены ими в рабов; последовав традициям Спартака, земляне поднимают восстание. Основной конфликт разворачивается между злобным шефом безопасности агрессоров Терлом (Д. Траволта) и молодым, прыгучим и красивым землянином Джонни (Б. Пеппер) (см. фото).
   С самого начало зрителя берет оторопь от нелепых костюмов, грима и декораций. Инопланетяне ходят на котурнах (дабы подчеркнуть их рост и вес), у них ядовито-зеленые глаза и мохнатые, как у генсека Брежнева, брови. Несмотря на то, что эта раса покорила множество планет и достигла вершин знаний, быт и развлечения псилокян скудны и удивительно похожи на нравы ковбойских салунов - пришельцы то и дело пьют какое-то цветное пойло, матерятся и грубо реагируют на сексуальные притязания своих подруг, которые опять же напоминают шлюх из дешевых вестернов. Лексика и диалоги высокоразвитых таковы, что Эллочка-людоедка в сравнении с ними выглядит профессором Кембриджа. И, конечно же, наглые захватчики в упор не видят в людях сапиенсов, считая их животными, и издеваются над ними под завязку. Но вот Шеф привлек нашего героя для осуществления своих гегемонических планов, и обучил его управлению летательными аппаратами, машинами и прочим. А нужно ему это для того, чтобы втайне от ока империи добыть как можно больше золота и стать диктатором Вселенной. Подумайте только: цивилизация, покорившая галактику, охотится за золотом на Земле! Если его даже и нет на других небесных телах - но что им с этого золота? Они что, ацтеки? Инки? Я не специалист по астрогеологии, но нелепость ОСНОВНОГО ПОСЫЛА фильма, ЦЕНТРА ИНТРИГИ его мне совершенно понятна, видна как на рентгене. А отсюда - неверие во все остальные перипетии фильма. Тем более, что нелепости в нем множатся как кролики в Австралии. . . Например, можно ли обучить группу дикарей-сотоварищей обращению с современными самолетами и оружием за семь дней на армейском имитаторе полетов (найденном в развалинах), да так, что бравые постнеандертальцы в пух и прах громят технику злодеев?
   Самое печальное в этом фильме - полное отсутствие не то что шутки, улыбки, но даже иронии. Грешным делом, вначале думалось о пародийности ленты (по типу пересмешника М. Брукса), или хотя бы условность, комиксообразной структуры ее, рассчитанной на малость дебильных подростков. Но нет - все на полном серьезе! На полном серьезе играется героическая сага, прославляющая силу ницшеанской личности, естественно, при этом личности с американскими корнями и доблестями. Отсюда заданность, искусственность сюжетных схем, их шаблонность, маскообразность, ходульность образов. Например, в фильме присутствует и любимая женщина героя, тормозя действие, зато обеспечивая традиционный поцелуй в диафрагму. . . Все эпизоды поединков - компьютерная графика - на редкость однообразны, скудны на выдумку, вторичны и третичны, как и фильм в целом. Такое впечатление, что эти мультики делали не профессионалы, а ребята-скауты. . . На что были потрачены столь огромные деньги?
   И еще одно. Основной художественный прием режиссуры и монтажа в этой картине - "мельтешня". То есть использование модной ныне клиповой манеры с быстрым мельканием крупных и мелких деталей-ребусов. Но что хорошо в меру, то приводит к несварению желудка при злоупотреблении. . .
   Пожалуй, одна из самых сильных сцен картины - когда земляне, дабы не умереть с голоду, со смаком и хрустом живьем съедают крысу. Она, бедная, пищит, но крепкие белозубы (вероятно, дикари пользуются услугами отличных голливудских стоматологов) не знают пощады. . . Все это крупняком, долго и серьезно. В результате - омерзительно. Единственное, кому это понравилось - Шефу безопасности. Можно сказать, поедание крысы стало навязчивой манией этой бестии - иначе зачем Шеф многократно сует извивающуюся тварь в рот героя, саркастически при этом усмехаясь?
   Но - довольно. Может, и стал бы я сайентологом (любопытно все-таки разобраться в том, что за религию создал коллега по перу), но, посмотрев шедевр Траволты, стану теперь диетологом.
   Люди! Не ешьте крыс!

Сергей Дяченко

Назад (4 из 7)
На главную
Вперед



РФ =>> М.иС.Дяченко =>> ОБ АВТОРАХ | Фотографии | Биография | Наши интервью | Кот Дюшес | Премии | КНИГИ | Тексты | Библиография | Иллюстрации | Книги для детей | Публицистика | Купить книгу | НОВОСТИ | КРИТИКА о нас | Рецензии | Статьи | ФОРУМ | КИНО | КОНКУРСЫ | ГОСТЕВАЯ КНИГА |

© Марина и Сергей Дяченко 2000-2011 гг.
http://www.rusf.ru/marser/
http://www.fiction.ru/marser/
http://sf.org.kemsu.ru/marser/
http://sf.boka.ru/marser/
http://sf.convex.ru/marser/
http://sf.alarnet.com/marser/

Рисунки, статьи, интервью и другие материалы НЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАНЫ без согласия авторов или издателей.


Оставьте ваши пожелания, мнения или предложения!

E-mail для связи с М. и С. Дяченко: dyachenkolink@yandex.ru


© "Русская фантастика". Гл. редактор Петриенко Павел, 2000-2010
© Марина и Сергей Дяченко (http://rusf.ru/marser/), 2000-2010
Верстка детский клуб "Чайник", 2000-2010
© Материалы Михаил Назаренко, 2002-2003
© Дизайн Владимир Бондарь, 2003