Русская фантастика
Искать в этом разделе
Учат ли нас уроки Саурона?
Назад (5 из 7)
На главную
Вперед


Статья написана Сергеем Дяченко для газеты "Книжник-Review". Марина имеет особое мнение по поводу фильма, не во всем совпадающее с мнением соавтора. Возможно, она тоже что-то напишет :-).

Сергей Дяченко для газеты "Книжник-review":
"Братство кольца" - реинкарнация "Ивана Грозного" С. Эйзенштейна.

   В 1945 году уставший угождать властям Сергей Эйзенштейн снял вторую серию кинофильма "Иван Грозный". Фильм, ставший классикой мирового кино. Фильм о разрушительной жажде власти. Это был фильм о Сталине и ему подобных тиранах. Его премьера в Доме кино проходила в странной тишине - люди боялись кашлянуть, боялись выказывать эмоции. От неминуемого ареста Эйзенштейна спасла смерть от инфаркта, а фильм на долгие годы был похоронен в спецхране...
   Перед Новым, 2002 годом состоялась мировая кинопремьера фильма "Братство кольца" - первой картины из планируемой трилогии "Властелин колец", снимаемой режиссером Питером Джексоном по роману Д.Р.Толкиена. По многочисленным рейтингам эта книга - лучшая книга ХХ века, да и фильм обещает стать самым кассовым лидером за всю историю кино: пока он бьет все рекорды посещаемости, несмотря на ограничение по возрасту (из-за жестокости некоторых батальных сцен). Таким образом, мы имеем дело с феноменом - как книги, так и картины. Но позвольте - сморщат нос любители "серьезной" литературы - это же фэнтези! Это же развлекаловка для подростков - попса. Чур её, чур! Но не случайно мне вспомнился "Иван Грозный" - для меня история о кольце всевластья, дающем силу, но разрушающем душу - реинкарнация трагической, философской картины Эйзенштейна. Как трудно удержаться от того, чтобы надеть это кольцо на палец, стать властелином мира, пускай даже ценой утраты человеческих чувств и привязанностей. Такой путь прошел Саурон, желавший поработить весь мир - и ставший рабом этого желания. Дух низвергнутого Саурона опять стучится в дверь, требует реванша - пусть лишь кольцо обретет хозяина....
   В краткой рецензии нет смысла пересказывать сюжет картины. Для меня самое сильное в ней - Средиземье. Жила-была далекая, загадочная и экзотичная Новая Зеландия - Аотеароа, Страна Длинного Белого Облака. И вот мастерство художника-постановщика, дизайнеров населило ее не только людьми, но и хоббитами, эльфами, гномами, орками, назгулами, застроило потрясающе достоверными, гигантскими замками, монументами, могучими деревьями, лесами, реками, водопадами - и уже не определить где правда, а где вымысел... Не случайно правительство Новой Зеландии объявило себя территорией Средиземья, выделив даже специального министра по делам этого государства: быть может, это не рекламный трюк, а высший пилотаж мудрости. И потянутся в это Средиземье пилигримы, мечтатели и романтики со всего мира - и, может, именно здесь родится новая цивилизация, основанная не на прагматизме, а на заветах маленького хоббита Фродо, преодолевающего свой страх, свое искушение перед властью, во имя дружбы и взаимопомощи?
   Нет, я не в восторге от этого фильма. Впечатляют актерские работы, особенно главного героя - Фродо (Элиа Вуд), а также мага Гендальфа (Йан МакКеллен), Арагорна (Вигго Мортенсен) и других. Поражает уровень спецэффектов - скажем, потрясающая гонка назгулов за раненым Фродо, поединок чудовищного Балрога и Гендальфа... Достойно уважения стремление сценариста (Франсес Уолш) втиснуть в рамки трех часов все многообразие первого романа. И все же - слишком много затянутостей, слишком много наворотов и непонятных событий для тех, кто не читал первоисточник...
   Как мне кажется, фильму вредит излишний американизированный "экшн", из-за которого исчезает очарование лирических, иронически-бытовых пластов романа. Слишком много в кадре рычащих уродливых орков: в таком количестве это не пугает, а даже смешит - перебор, с моей точки зрения. Несколько удивляет и антропоморфизм волшебных персонажей - в первую очередь хоббитов. Конечно, сам Фродо с огромными выразительными глазами - прелестен. Но читавшие Профессора знают, что хоббиты-недомерки (ростом с метр) не так красивы и впечатляющи - они скорее походят на толстеньких неуклюжих лилипутов, нежели на юношей-фотомоделей (один из заявленных спецприемов фильма - "уменьшение" актёров нормального роста до нужных размеров - не выдержан до конца)... Как не вспомнить персонажа другого фэнтезийного фильма "Уиллоу" - его играл актер маленького роста, вовсе не красавец, но ставший им в зрительском сопереживании. Или вспомним инопланетянина Спилберга - нечто чучелообразное, пугающее детей, но ставшее прекрасным в финале картины... Жаль, что с хоббитами режиссер пошел по пути наименьшего сопротивления.
   Однако все это - второстепенно. Основное чувство после просмотра - ощущение мощной эпической ауры, гордость за искусство кино, овладевшее новыми возможностями, создавшее этот гимн фантастике - и ожидание не только продолжения картины, но взрыва жанра фэнтези как взрыва сверхновой звезды. То ли еще будет!
   Примечание. Я бы рекомендовал кандидатам в парламенты и президенты посмотреть этот фильм в обязательном порядке...

Сергей Дяченко

Назад (5 из 7)
На главную
Вперед



РФ =>> М.иС.Дяченко =>> ОБ АВТОРАХ | Фотографии | Биография | Наши интервью | Кот Дюшес | Премии | КНИГИ | Тексты | Библиография | Иллюстрации | Книги для детей | Публицистика | Купить книгу | НОВОСТИ | КРИТИКА о нас | Рецензии | Статьи | ФОРУМ | КИНО | КОНКУРСЫ | ГОСТЕВАЯ КНИГА |

© Марина и Сергей Дяченко 2000-2011 гг.
http://www.rusf.ru/marser/
http://www.fiction.ru/marser/
http://sf.org.kemsu.ru/marser/
http://sf.boka.ru/marser/
http://sf.convex.ru/marser/
http://sf.alarnet.com/marser/

Рисунки, статьи, интервью и другие материалы НЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАНЫ без согласия авторов или издателей.


Оставьте ваши пожелания, мнения или предложения!

E-mail для связи с М. и С. Дяченко: dyachenkolink@yandex.ru


© "Русская фантастика". Гл. редактор Петриенко Павел, 2000-2010
© Марина и Сергей Дяченко (http://rusf.ru/marser/), 2000-2010
Верстка детский клуб "Чайник", 2000-2010
© Материалы Михаил Назаренко, 2002-2003
© Дизайн Владимир Бондарь, 2003