Русская фантастика
Искать в этом разделе
О конкурсе сценариев: последние разъяснения
Назад (4 из 4)
На главную


Дорогие наши читатели и друзья!
Ранее мы уже сообщали конкурсе и его условиях. Ныне на конкурс поданы первые сценарии, с некоторыми авторами идет работа по их синопсисам. Ниже мы попытаемся ответить на типичные вопросы конкурсантов

* * *

   - Я отправил сценарий\синопсис. Какова его судьба?

   Если мы получили Ваш текст, то об этом Секретарь конкурса Вам сообщает, и об этом же появится информация на сайте конкурса сценариев. Если такого сообщения Вы не получили - просим прислать нам запрос или повторно выслать материал.

   Просим учесть, что присланные рукописи не рецензируются. В случае, если Ваш материал заинтересует организаторов конкурса - мы Вам обязательно сообщим, попросим Вас прислать нам краткую анкету, обсудим с Вами дальнейшие шаги. Собственно, анкету Вы можете присылать сразу же, вместе с текстом. В анкете просим указать ФИО, адрес для почтовой переписки, e-mail, желательно возраст, образование, наличие фильмов или печатных работ, остальное - по желанию.

   - Не можете ли вы более подробно разъяснить идею конкурса, привести какие-то примеры, который бы позволили ее понять?

   Если вспомнить на фильмы последних лет, снискавшие наибольший зрительский успех, то это будет, вероятно, фантастика - достаточно посмотреть хит-парады за год, месяц, или десятилетие. Но это в Америке, в мире, а у нас кинофантастика пока только разворачивается. И пример "Ночного дозора" показывает, как зритель ждет подобных картин. Ведь в наших странах существует целая когорта писателей-фантастов, работающих на высоком художественном уровне; в последнее десятилетие к традиционным центрам развития фантастики - Москвы и Санкт-Петербурга - добавились Харьков и Киев. Достаточно сказать, что в Киеве проходит в апреле Международная Ассамблея фантастики "Портал", а в 2006 году в нашем городе состоится общеевропейская конференция фантастов "Еврокон"; мы ожидаем приезда в Киев писателей, кинематографистов, издателей, критиков и просто любителей фантастики из более чем 35 стран мира.

   Так что определенная база для развития фантастики в кино и на телевидении у нас имеется. И все же не стоит, конечно, воспарять в небеса и не будем забывать о наших финансовых и кадровых сложностях. Но в фантастике есть направления, которые не требуют большого бюджета - это мистика, хоррор, где события могут происходить в обыкновенном городе, а саспенс возникает за счет тайны, ожидания опасности, искажения привычного. Здесь дело не в сложных спецэффектах, а в психологии, атмосфере картины.

   Приведем конкретный пример из области кино.

   В 1999 году молодыми, никому не известными Д. Майриком и Э. Санчесом был за 8 дней снят фильм "Ведьма из Блэр". Сюжет его был прост: три студента-кинематографиста отправились в леса штата Мэриленд, чтобы снять курсовой документальный фильм о местной легенде - ведьме из Блэр. Больше их никто никогда не видел. Год спустя в лесу были найдены отснятые ими материалы, из которых и был смонтирован - как бы - этот фильм... Малобюджетная картина (стоимостью 30 тысяч долларов), без участия звезд, стал самой прибыльной за всю историю мирового кино (принеся его создателям на сегодняшний момент более 300 миллионов долларов). Но дело не в этом - лента обозначила собой новую веху в искусстве кино. Прежде всего это был первый вышедший в большой прокат псевдо-snuff, то есть фильм с (якобы) подлинной смертью персонажей. Критики обозначили его жанр как mockumentary, от английских слов mock (насмешка) и documentary (документальный фильм). Проще говоря, это грандиозный розыгрыш, тщательно подготовленная мистификация. Именно любительская съемка бесследно пропавших ребят, именно дрожание камеры в руках и придало этой картине иллюзию достоверности. Главное же - авторы картины сумели создать ужас без демонстрации как самой ведьмы, так и смертей. Это новое слово в инициации еще Хичкоковского саспенса. Здесь не просто срабатывание атмосферы ожидания и демонстрация части целого. В качестве одного из безотказных способов вызвать впечатление жуткого Фрейд называл неведение: мы так и не узнаем, кто погубил трех студентов - ведьма, человек или их собственный панический страх. Мы не видим ничего (разве что звуки, знаки) - но это, оказывается, действует на психику сильнее! Еще один психологический, или, если хотите, психофизиологический феномен - ненамеренное возвращение одного и того же. Вспомним, как путники кружат по одному и тому же маршруту, постепенно теряя силы и отчаиваясь...

   Интересна была и психология взаимоотношений ребят, их поддержка, вера друг в друга, постепенное размывание человеческого... Во всем этом, если хотите, был и некий гуманистический пласт, отчего первая "Ведьма" и вырвалась за рамки трэшового "ужастика", имеющего целью просто попугать.

   Затем последовал сиквел Д. Берлингера "Книга теней: Ведьма из Блэр - 2", который оказался провальным. В фильме много крови, насилия. Клише из подростковых ужастиков. Набившие оскомину спецэффекты, дурная игра актеров, сырые, абсурдные сюжетные ходы... А чего стоит появление в кадре призрака несчастной ведьмы! Страшно? Да ни капельки! Исчезла недоговоренность, исчезла тайна - и нет фильма. Речи не идет ни о каком гуманистическом посыле - его нет и в помине. Если трое симпатичных ребят из первого фильма, трое студентов, ненароком попавших в смертельную переделку, вызывают зрительское сочувствие - то герои продолжения, компания полусумасшедших авантюристов, нагло нарывающихся на неприятности, провоцирует едва ли не на злорадство - во всяком случае, сопереживать им нет ни малейшего желания. Задача "Книги теней" - просто "напустить холоду в штаны". Первая "Ведьма" была шедевром. Вторая же обернулась откровенной ерундой.

   Еще один пример - скорее, из телевидения.

   В 1959 году под руководством сценариста и писателя Рода Серлинга был запущен телесериал "Сумеречная зона". "Вся Америка застывала у голубых экранов, чтобы в очередной раз совершить путешествие в мир неизведанного и жуткого". Сериал с перерывами продолжался до 1964 года. Состоял он из 134 эпизодов по 30 минут и 17 эпизодов по 60 минут. Сам Серлинг написал сценарии 84 фильмов. Каждый фильм, как правило, был автономен, снимался чаще всего в течении недели, в проекте участвовали разные режиссеры, а литературная база - это рассказы многих американских фантастов, в т.ч. А.Бирса, Р.Брэдбери, Д,Найта, Р.Мэйтсона, Р.Серлинга. Сериал трижды награжден премией "Хьюго" как лучший фантастический фильм года, он давно стал легендой и воспитал целые поколения поклонников мистики.

   Критики регулярно включают "СЗ" в число лучших телесериалов всех времен. В "Энциклопедии фэнтези" Джона Клюта и Джона Гранта отмечено: "Что выделяет этот сериал из множества других такого же рода, так это высокое качество сюжетов и сравнительно малая роль спецэффектов - во многих эпизодах их вообще не было, и такие серии полагались исключительно на силу воображения" (выделено нами - М. и С. Д).

   В 1983 году некоторые старые сценарии были переработаны и объединены в киноантологию "Сумеречная зона: фильм" (100 минут, 4 киноновеллы). Режиссерами выступили знаменитые С.Спилберг, Дж.Данте, Д. Лэндис, Д. Миллер. Каждый из которых снял свой сегмент. Зрителям декларировалось: "Вам предстоит путешествие в другое измерение, не подвластное нашему взору, слуху и разуму. Вы отправляетесь туда, где у воображения нет пределов. Следующая остановка - Сумеречная зона!" А вот отзыв из "The Washington Post": "Невероятный полет фантазии: снято с невероятной выдумкой и блестящим юмором". И опять же - дело обошлось без дорогостоящих спецэффектов.

   Наконец, в 1985-88 гг. был выпущен телесериал "Новая сумеречная зона" (80 эпизодов по 60 и 30 минут! В числе режиссеров были У.Крейвен и Дж.Данте, а некоторые серии были экранизациями классических рассказов Р.Брэдбери, Х.Эллисона, А.Кларка. Он имел меньший успех - но сколько же можно эксплуатировать найденное?

   Ныне телесериал "Сумеречная зона" (The Twilight Zone) дебютирует на DVD. Компания New Line представит поклонникам мистической эпопеи шестидисковое издание, куда войдут 43 серии (стоимостью ). Ожидается всплеск продаж - ведь многие фильмы уже стали классикой.

   Чем же объяснить феномен фильма, подготовившего почву для "Секретных материалов", "Миллениума" и многих других знаменитых мистических лент? Наверное, в первую очередь тем, что зрители увидели окружающую жизнь в неожиданном ракурсе. Критики отмечали, что "Сумеречная зона" помещала самых обычных людей в самые необычные ситуации, показывала тех, кто по каким-то причинам свернул в сторону, проник сквозь щель в реальности.., и оказался в "зоне" Серлинга. Это весьма эффективный принцип и к тому же самый прямой путь в мир фэнтези для тех зрителей и читателей, которые обычно не стремятся посещать эти земли.

   Но это - американцы, хотя сериал знают во всем мире. А что Украина и Россия - может, ментальность здесь иная и мистика нам чужда? Но давайте вспомним хотя бы Николая Васильевича Гоголя - это ведь он мировой основоположник художественного принципа "необычного в обычном". История бурсака Хомы Брута и панночки, история Носа, гулявшего по Невскому проспекту - кто их не знает? Миллионные тиражи, всемирное признание. Не пора ли нам в кино возродить литературные традиции Гоголя, кстати, принадлежащего одновременно и украинской, и российской культуре?

О СУТИ ПРОЕКТА.

   Его цель - выйти на производство телесериала, объединенного общим творческим подходом, который можно назвать "Реальность фантастики". Речь идет о создании сценариев и продюсировании телефильмов обычного формата (40-50 минут экранного времени), премьера которых может состояться в апреле 2006 г. во время "Еврокона", а далее - в рамках ежегодного "Портала", на выставках "Kino Expo Ukraine". Как правило, каждый фильм будет автономен, картины могут снимать разные режиссеры и даже на разных производственных базах; в единое целое эпизоды будут объединяться, как минимум, общим названием, общим "духом", некоторыми специальными приемами.

   Жанр этих фильмов - прежде всего фантастика в самых различных проявлениях: мистика, хоррор, триллер с элементами фантастичного, но здесь возможны и комедии, и мелодрамы - поле фантазии ведь безгранично. Оговоримся сразу - в сценариях и фильмах мы будем ценить не мистику ради мистики, не испуг ради испуга, а оригинальность идеи, живые характеры, точность детали, мастерство сюжета и композиции. Метод "хоррора", так же как и метод фантастики - есть прием, позволяющий под особым ракурсом рассказывать о нашей жизни и наших проблемах. В случае "ужаса" все это сдобрено соусом адреналина, но в принципе фантастика, мистика и хоррор очень легко интерферируют друг с другом. И основное здесь - не количество волос, вставших дыбом, а СОПЕРЕЖИВАНИЕ героям. Добиться его - сложнейшая художественная задача. И, конечно, важно для нас и ощущение некоего "света в конце тоннеля", ибо жизнь и так полна мерзостей и ужасов, чтобы окунаться еще и в безысходность текстов и фильмов.

   Предполагается, что эти картины будут камерны, (особенно на первых порах), без сложных спецэффектов, костюмных сцен, массовок и прочего, увеличивающего их стоимость. Ставка будет делаться на психологию, саспенс, и в то же время на экзистенциальный поиск гуманного начала. Приветствуется ирония, шутка. Ожидаем увидеть среди постановщиков и молодых режиссеров, операторов, актеров - сериал может быть отличной стартовой площадкой и одновременно площадкой для творческого соревнования. При этом, по согласованию с продюсерами, некоторые фильмы могут быть фестивального, артхаузного плана, другие же - адресоваться самому широкому зрителю.

   Вполне возможно и создание кинофильма на основе сериала - выше мы приводили этому пример.

   В будущем мы можем рассчитывать на международное сотрудничество.

   Проект стартовал в середине февраля 2005 года Объявлением о проведении Конкурса сценариев на конференции фантастов "Роскон-2005" в Москве, в Интернете, газетах, журналах. Подведение окончательных итогов конкурса состоится в конце апреля на выставке "Kino Expo Ukraine", причем предполагается, что призы будет вручать легендарный фантаст Роберт Шекли (США). Девиз конкурса в этом году - "Хроники мегаполиса". В связи с дефицитом времени (что было вызвано форс-мажорными обстоятельствами) на конкурс допускаются не только сценарии, но и синопсисы на основе рассказов - затем предполагается доработка их до уровня сценария.

Марина и Сергей

Назад (4 из 4)
На главную



РФ =>> М.иС.Дяченко =>> ОБ АВТОРАХ | Фотографии | Биография | Наши интервью | Кот Дюшес | Премии | КНИГИ | Тексты | Библиография | Иллюстрации | Книги для детей | Публицистика | Купить книгу | НОВОСТИ | КРИТИКА о нас | Рецензии | Статьи | ФОРУМ | КИНО | КОНКУРСЫ | ГОСТЕВАЯ КНИГА |

© Марина и Сергей Дяченко 2000-2011 гг.
http://www.rusf.ru/marser/
http://www.fiction.ru/marser/
http://sf.org.kemsu.ru/marser/
http://sf.boka.ru/marser/
http://sf.convex.ru/marser/
http://sf.alarnet.com/marser/

Рисунки, статьи, интервью и другие материалы НЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАНЫ без согласия авторов или издателей.


Оставьте ваши пожелания, мнения или предложения!

E-mail для связи с М. и С. Дяченко: dyachenkolink@yandex.ru


© "Русская фантастика". Гл. редактор Петриенко Павел, 2000-2010
© Марина и Сергей Дяченко (http://rusf.ru/marser/), 2000-2010
Верстка детский клуб "Чайник", 2000-2010
© Материалы Михаил Назаренко, 2002-2003
© Дизайн Владимир Бондарь, 2003