Русская фантастика
Искать в этом разделе
“Гостиная МСД” с Анджеем Сапковским и другие новости.
Назад (60 из 60)
На главную


Опубликовано: [03.10.16]


Дорогие читатели и друзья!

Как вы знаете, мы сотрудничаем с участниками наших сайтов ВКонтакте, которые ведут Артем Цветков и его коллеги. Сейчас там более 3500 членов. Вот адреса:

https://vk.com/theworldinsideout
http://vk.com/dyachenko_official

Недавно мы там открыли «Гостиную», куда будем приглашать интересных людей. Первым нашим гостем был Анджей Сапковский, а теперь вот Александр Роднянский. Материалы этих встреч также выложены на сайте «Мир фантастики» и публикуются в одноименном журнале – номер со встречей с Александром выйдет в свет 25 октября.

Ниже – материалы «Гостиной» и фото. Если у вас возникнут вопросы к нам, мысли, предложения – постараемся ответить на сайте ВКонтакте.

Давайте ходить друг к другу в гости, дорогие друзья! А вместо варенья к чаю – креатив.

С уважением – Марина + Сергей


Гостиная МСД

Дорогие друзья!

Сегодня наш гость – знаменитый кинорежиссер и продюсер Александр Роднянский!

Он обладатель множества премий и наград, с его именем связаны такие потрясающие фильмы как "Восток-Запад", "Водитель для Веры", "9 рота", "Елена", "Сталинград", "Левифан" и другие. Многие его фильмы известны на Западе, он обладатель премии "Золотой глобус", трижды его картины номинировались на "Оскар".

У нас с ним многолетняя творческая и человеческая дружба.

Роднянский закончил факультет кинорежиссуры Киевского театрального института, мастерскую Феликса Соболева, и стал работать на студии "Киевнаучфильм". То было время расцвета этой киностудии, работающей на высшем мировом уровне. Время дерзаний. Вот тогда, лет тридцать назад, Сергей Дяченко увидел первый фильм молодого режиссера – короткометражный заказной фильм о парковом мосте на склонах Днепра. Ажурный, красивый мост с поэтическим названием "Мост влюбленных" спроектировал в 1910 году Евгений Патон. Режиссер сверил расчеты Патона с расчетами современных ЭВМ и выяснил, что старый проект идеально соответствует последним данным науки. Этот фильм, сопровождаемый "Маленькой ночной серенадой" Моцарта, стал сплавом научности и поэтики. Гимн разуму и красоте, радости жизни, где ритмы музыки диктовали монтаж кадров. Тридцать лет прошло – а Сергей и сейчас помнит ауру этого маленького фильма, который оказался первым фильмом Александра Роднянского.

Впоследствии Сергей и Марина с радостью работали над проектами, в которые их пригласил Роднянский – художественный кинофильм "Зеленая карта", который он должен был снимать как кинорежиссер (жаль, не сложилось), сериалы "Украденное счастье", "Белая гвардия", киноэкранизация "Обитаемого острова" по роману братьев Стругацких.

Ныне Роднянский живет в воздухе и летает по всей планете почище любого космонавта. Мы встретились с ним в Лос-Анджелесе, куда он прилетел по дороге в Торонто, где на кинофестивале будет представлять свой очередной проект - кинофильм "Дуэлянт". Мы встретились на берегу океана, под аккорды заката. Там и состоялось наше общение, в том числе о фантастике.

Александр Роднянский - великолепный знаток фантастики во всех ее проявлениях, эрудит с гениальной "чуйкой" на новый идеи и горизонты, на предсказание будущего. Но именно о фантастике никто с ним специально не говорил – это, если хотите, эксклюзив.

Текст нашего гостя подается практически без правки и купюр, благо Александр Ефимович формулирует свои мысли чеканно и порой афористично.

- Что такое фантастика? Как ты это понимаешь? Такой каверзный вопрос

- Я не вижу в нем подвоха. Фантастика не более чем удобная платформа, или пространство для решения главной задачи все той же литературы или, если шире, искусства – задачи проявления ключевых человеческих конфликтов и отношений. Фантастика помещает персонажей в необычную, экстремальную, неожиданную, любопытную ситуацию для возможности рассказа увлекательных человеческих историй. Я в меньшей степени смотрю на фантастику как на способ прогнозирования будущего. В этом тоже есть любопытная задача, но для меня она побочная. Интересная, но побочная. Я не смотрю на фантастику через призму будущего. Фантастика - такой жанр литературы, позволяющий вывести человека за пределы привычного мира и тем самым обнажить конфликты его и взаимоотношения.

- Кто в фантастике твои любимцы? Авторы, произведения?

- Я достаточно всеяден, но есть несколько авторов, самых разных, которых я любил, люблю и буду любить, наверное, долго, начиная с тех, на произведениях которых я вырос. Понятно, что это Стругацкие. Я принадлежу к поколению тех, кто прочитал библиотеку фантастики в двадцати пяти томах. Один из томов был посвящен Стругацким, их "Понедельник начинается в субботу" и "Трудно быть богом". После этого я прочитал все, что вышло из-под их пера, или перьев. Я всегда любил Брэдбери, но эта такая романтически, безумно талантливая, стилистически филигранная фантастика, такая эссеистика фактически. Я любил его мир такого грустного будущего, на самом деле имеющего отношение к настроениям любого человека в разных жизненных обстоятельствах. Я всегда любил готическую фантастику, то есть сочетание готического романа и того, что мы называем фантастикой, то есть элементов придуманного мира. Поэтому мне так пришелся по душе Мартин. А еще до него я внимательно следил за Урсулой Ле Гуин и тем же Сапковским, о котором мы говорили. Мне это все всегда было любопытно. Когда-то замечательный Илья Эренбург сказал, что он любит живопись, не похожую на фотографию, а фотографию – не похожую на живопись. Точно так же я люблю фантастику, не похожую на другие жанры. Я люблю ее за уникальность, за то, чего невозможно добиться в других жанрах, за сочетание подчас очень отдаленных элементов: придуманных вселенных, настоящих, живых, подлинных и убедительных героев, человеческих отношений. Вот это мне нравится.

- Сейчас в российской литературной фантастике некий кризис. Упали тиражи, угас интерес читателей, многие авторы испытывают кризис идей и желания творить. Какие новые идеи, новые стимулы могут увлечь писателей и читателей?

- Я думаю, это следствие общего кризиса. С одной стороны, ушла "прогрессистская" уверенность в том, что наука и технологии могут изменить природу человека, что так очевидным казалось в 60-е годы, и что так помогало Стругацким. И что так замечательно создало удивительное сообщество научно-технической интеллигенции, инженерно-технической интеллигенции, которое стало фанами их литературы. Эта уверенность исчезла, возникло разочарование, которое частично заполнилось эзотерикой и всякого рода мракобесием. С другой стороны, фантастика, которая исследует модели общественного устройства, условно говоря, фантастика социальная и политическая, как Оруэлл или Замятин, по понятной причине не существует, поскольку нет запроса у читательской аудитории. Эта аудитория уже давно воспринимает фантастику как исключительно развлекательный жанр. Привычная функция русской литературы, кем-то из классиков сформулированная как "зеркало, в которое может посмотреться рожа общества, ужаснуться и измениться" – она, эта функция, не работает. Вот это, естественно, и привело к тому, что эти два крыла фантастики активно просели. Романтическое исчезло как бы по факту истории – все стало жестче, кровавее, все требует убедительности. Даже комиксы на экранах превратились в жесткие кровавые, реалистические рассказы – вспомним ту же Нолановскую трилогию о Бэтмене… Так что романтика исчезла, городская наша фантастика функционирует так себе… На самом деле, просело многое в связи с состоянием умов. В связи с этим, ответ на вопрос "Что нужно сделать" - это повлиять на состояние умов. Нужно каким-то образом вернуть им рабочую форму, предложить им удобный тренажер, встряхнуть. Ведь что, например, проделала "Сага Льда и Пламени", или "Игра Престолов"? Она уничтожила сказку-фэнтези, уничтожила – там ее нет, это кровавый мир готики, где главный герой не застрахован быть убитым в спину в любую секунду, а негодяй может развернуться иной стороной… И называется это фантастикой только потому, что этот мир не существовал. Но на самом деле он существовал и существует, но уже как бы в виртуальном пространстве, и для многих живущих на Земле людей он более реален, чем страны Африки и Азии для американцев или для россиян, живущих далеко от них.

- Очень интересно! Но вот тот же вопрос, но касающийся фантастики, кино и сериалов. Какое тут взаимодействие? В чем может быть импульс для развития? Какие новые идеи могут быть?

- На большом экране фантастика победила, потому что большой экран требует аттракциона и мира, в котором может скрыться зритель. Это такая эскапистская потребность, страстное желание убежать и переместиться. И чем дальше, тем лучше, потому что зрителю не нравится реальность, которая его окружает. Соответственно, фантастика в значимом проценте на большом экране существует, проблема в том, что выбор историй ограничен. Ограничен, во-первых, графическими новеллами, комиксами, которые были написаны сто лет назад, и тогда же были созданы основные герои и мифология. Большие голливудские студии предпочитают не рисковать, а работать с тем, что вызывает у них понимание и доверие. Единственное, что они делают нового – они сводят воедино в одном фильме героев разных комиксов. У сегодняшних "Мстителей" шесть героев, в "Железном человеке" еще какое-то количество – то, чего не было в комиксах на бумаге. Для новых произведений, конечно, пространства там не много. Однако запрос на большое кинематографическое произведение на большом экране существует, поэтому для фантастики здесь возможности велики.

Что касается телевидения, я боюсь, тут все будет сложнее, как ни странно. Ну, разве что те жанры фантастики, которые позволяют максимально реалистично формулировать характеры и обстоятельства их обитания. То есть, это может быть где угодно, но люди должны быть убедительны, вызывать полное доверие, потому что природа восприятия телевидения более документальна, это окно в соседний двор, соседнюю квартиру. Но, поскольку аудитория не совсем уверена, что то, что происходит в соседней квартире, объяснимо законами науки, то можно рассказывать любые по жанру истории, в том числе фантастические. Количество сериалов, за последнее время прозвучавших или написанных в этом жанре, свидетельствует лишний раз о том, что фантастика переживает свои лучшие времена для телевидения и кино. Вот, например, последний сериал "Очень странные дела" (“Stranger Thinks"). Ну, про "Игру Престолов" мы уже молчим. Вообще, все, что сегодня практически работает в телевидении, за редким исключением, – фантастика, либо предусматривает колоссальный элемент условного мира, придуманного, допридуманного. То, что сегодня называется "дополненная реальность".

- Компьютерные игры. Может ли это быть искусством?

- Игры давно стали искусством, поскольку в них есть несколько элементов, в которых может проявляться Художник. Во-первых, визуальная вселенная, которая создана руками, и за этим стоит колоссальный труд художников, не имеющий прецедентов в прошлом. За этим стоит труд сценаристов, потому что это многочисленные, многовариантные истории, которые закладываются в основу игры. Но ключевым преимуществом игр по отношению к традиционным жанрам повествования является их интерактивность, то есть возможность зрителей самим влиять на ход повествования, самим отождествлять себя с героем. И в этом смысле мне как раз нравятся не столько "шутеры", которые любит аудитория, а игры, помещающие персонажа внутрь определенного мира. Мне "Assasin's Creed" нравится только потому, что для его создания около 500 художников прорабатывали мельчайшие детали мира. Например, в одном из "Assasin's Creed" мир Рима и Флоренции начала 16 века, с невероятными совершенно подробностями улиц, домов, переулков, площадей, строящихся мостов, новых мостов и так далее… Это, конечно, невероятное производит впечатление, до дрожи. Реконструированная реальность, похожая на машину времени. То же самое с другими такими играми.

Преимущество игр, кстати, еще и в том, что ты можешь проживать эту историю и месяц, и год, а то и больше, а не два часа, как в фильме, или двадцать часов, как в сериале.

Я не большой игрок, у меня нет времени, например, чтобы играть в "танчики" и множество других игр – но я их вижу, у меня есть компания, которая занимается играми, достаточно успешная, я там акционер, поэтому имею возможность следить за тем, что популярно и что нет. Понятное дело, что игры сегодня это - лишь промежуточный шаг. Будет еще один, или два, или три шага, когда большие жанры будут сочетать в себе компоненты игр, то есть интерактивный элемент. Я не знаю, как это произойдет – но без сомнения произойдет, в относительно недалеком будущем. И тут отношение к играм – мое или кого-то другого – не имеет значения, это естественное движение в том, что мы называем классическим способом рассказа истории, вовлечения аудитории в придуманный мир с возможностью для зрителя, читателя прожить предложенную ему историю.

Спасибо Александру Ефимовичу за очень интересное общение.

Пожелаем фильму "Дуэлянт" мирового признания, это важно для всего российского кино.



Назад (60 из 60)
На главную



РФ =>> М.иС.Дяченко =>> ОБ АВТОРАХ | Фотографии | Биография | Наши интервью | Кот Дюшес | Премии | КНИГИ | Тексты | Библиография | Иллюстрации | Книги для детей | Публицистика | Купить книгу | НОВОСТИ | КРИТИКА о нас | Рецензии | Статьи | ФОРУМ | КИНО | КОНКУРСЫ | ГОСТЕВАЯ КНИГА |

© Марина и Сергей Дяченко 2000-2011 гг.
http://www.rusf.ru/marser/
http://www.fiction.ru/marser/
http://sf.org.kemsu.ru/marser/
http://sf.boka.ru/marser/
http://sf.convex.ru/marser/
http://sf.alarnet.com/marser/

Рисунки, статьи, интервью и другие материалы НЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАНЫ без согласия авторов или издателей.


Оставьте ваши пожелания, мнения или предложения!

E-mail для связи с М. и С. Дяченко: dyachenkolink@yandex.ru


© "Русская фантастика". Гл. редактор Петриенко Павел, 2000-2010
© Марина и Сергей Дяченко (http://rusf.ru/marser/), 2000-2010
Верстка детский клуб "Чайник", 2000-2010
© Материалы Михаил Назаренко, 2002-2003
© Дизайн Владимир Бондарь, 2003