Опубликовано: [07.12.16]
Дорогие читатели и друзья!
Как вы знаете, мы сотрудничаем с участниками наших сайтов ВКонтакте, которые ведут Артем Цветков и его коллеги. Сейчас там более 3500 членов. Вот адреса:
Недавно мы там открыли «Гостиную», куда будем приглашать интересных людей. Первым нашим гостем был Анджей Сапковский, затем Александр Роднянский. Материалы этих встреч также был выложен на сайте «Мир фантастики» и в одноименном журнале.
Ниже – новый материал «Гостиной» и фото. Если у вас возникнут вопросы к нам, мысли, предложения – постараемся ответить на сайте ВКонтакте.
Традиционно: давайте ходить друг к другу в гости, дорогие друзья! А вместо варенья к чаю – креатив.
С уважением – Марина + Сергей
Гостиная МСД
Дорогие читатели и друзья!
Темой для обсуждения в нашей Гостиной на сей раз будет Бестиарий. Что это такое, с чем это едят, зачем это нужно и почему кому-то периодически хочется его сотворить?
Небольшое отступление.
Первой научной работой на кафедре психиатрии медицинского института Сергея Дяченко было исследование синдрома сочетания образов при делирии. Это было в далеком 1968 году, еще в годы студенчества. Интересно, что именно в этом году родилась Марина Дяченко, еще не ведая о грядущей встрече с Сергеем. Интересно также, что в этой научной работе, проведенной под руководством профессора Я. П. Фрумкина, использовались, кроме клинических наблюдений… строки Пушкина:
"За столом
Сидят чудовища кругом:
Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый,
Там карла с хвостиком, а вот
Полу-журавль и полу-кот"
Такое вот сочетание науки и искусства, что очень приветствовал профессор Фрумкин, человек потрясающей эрудиции, гениальный диагност и клиницист. С тех пор прошло много лет. Сергей остепенился, взял в жены Марину, и вместе они создали целую галерею существ, которых как бы и не нет, но кто его знает…
В средневековье бестиарии были очень популярны. Существовало целое направление в литературе, представленное такими книгами. Эти энциклопедии писались разными людьми - учеными и философами, монахами и путешественниками, дворянами и даже королями. Различались бестиарии по форме и содержанию. Чаще всего книги носили просветительский характер, но были и научно-популярные исследования, религиозные и поэтические, и даже совсем экзотические "любовные" бестиарии.
В современном мире им тоже находится место. Бестиарии чаще всего создаются как сборники статей о несуществующих животных.В этой связи можно вспомнить "Фантастический бестиарий" нашего друга Кира Булычева, "Бестиарий" еще одного нашего друга Анджея Сапковского. Или вот вышедшая в 2003 году, а сейчас экранизируемая книга "Фантастические звери и места их обитания". Как известно, это копия книги, принадлежащая Гарри Поттеру и написанная Ньютом Саламандером, знаменитым магическим зоологом. Мировая премьера фильма состоялась совсем недавно, буквально на днях.
Особо хотелось бы отметить "Книгу вымышленных существ" Л. Х. Борхеса, которая была издана в 1954 году и до сего времени будоражит умы и сердца. Что делать, мы обожаем Борхеса. Вместе с его гениальными "Книгой ада и рая", "Книгой сновидений" это глубочайшее исследование антологии как бы несуществующего, сплав художественного и энциклопедического исследования. Удивительное сочетание серьезности и розыгрыша, несущее огромный исторический и философский смысл. Для Сергея Дяченко это как бы привет от поэта Пушкина и психиатра Фрумкина.
Но перейдем, наконец-то, к сути дела. Наш друг, писатель и ученый-генетик Григорий Панченко отважился написать Бестиарий по мирам Марины и Сергея Дяченко.
Позвольте его представить.
Родился 22 апреля 1966 года. Окончил биологический факультет Харьковского государственного университета, защитил кандидатскую по генетике. Писатель-фантаст и представитель харьковской школы фантастики, редактор, переводчик, оружиевед, криптозоолог. Переводы, собственные рассказы, эссе и статьи публиковались в ряде журналов (в том числе "Если" и "Реальность фантастики") и сборников, первые авторские публикации в крупной форме относятся еще к 1990-м гг…. но не все они имели место под его фамилией, а псевдонимы в данном случае раскрывать не уполномочены:). Автор популярных в среде фантастов (и не только) оружиеведческих изданий: "История боевых искусств", "Горизонты оружия", "Клинки в бою" и др. Другое профессиональное увлечение — криптозоология (наука о "неведомых зверях"); организатор и участник ряда экспедиций, в том числе с участием европейских криптозоологов. Самая заметная из публикаций на эту тему — вышедшая в 2002 году книга "Каталог монстров".
Все эти свои ипостаси Григорий старается держать "в разных стойлах", но иногда они совмещаются. Результатом пересечений биологических, оружейных и "фантастических" интересов стал интерес к разного разного рода бестиариям, в том числе по мирам Дяченко.
Вместе с Ф. Чешко — руководитель харьковского семинара фантастов, непрерывно действующего с 1984 года. Последние годы является координатором популярного сетевого конкурса фантастики "Стоптанные кирзачи".
С 1999 года значительную часть времени проводит в Германии. В 2002—2003 был главным редактором выходивших в Нижней Саксонии и Северном Рейне-Вестфалии журналов "Партнер-Ганновер", "Вестник" и "Партнер-Норд". Сейчас является главным редактором выходящего в Ганновере журнала фантастики "Меридиан". Редактор-составитель многих сборников фантастических рассказов. Создатель проекта "Забытые шедевры старых мастеров" (перевод и публикация малоизвестных детективных и фантастических рассказов докопирайтных классиков).
От себя добавим, что книги Григория, в частности, по боевым искусствам, популярны, написаны удивительно живо и изобретательно. Мы помним писателя как неизменного участника всех практически конвентов, украшенного бородой и всегда каким-то клинком. Помним его остроумные, подчас каверзные вопросы, яркие выступления. Помним его сценарий, который получил диплом на конкурсе "Хроники мегаполиса", где мы были членами жюри - жаль, что конкурс так и не достучался до экранов.
Пришел черед задать вопросы нашему гостю:
- Григорий, ну ты же вроде нормальный человек...
Во всяком случае, довольно многие так говорят :)
- Кандидат наук, генетик..
Это как в старом анекдоте - "Если бы я был грамотен, до сих пор работал бы стекольщиком в Жмеринке". Если бы наука, которой я вообще-то собирался посвятить жизнь, не развалилась — то есть, к счастью, не вся и не везде, но применительно к моим харьковским постсоветским реалиям этого развала, увы, хватило с запасом! - то я уж точно не «дезертировал» бы в литературу. Впрочем, "союзнические" отношения у меня с литературой, наверно, все равно бы сложились: фантастикой увлекался, сколько себя помню, да и писать начал тоже еще до своего, так сказать, дезертирства — рассказы, статьи...
- Холодным оружием владеешь...
Не только владею, но и как призы раздаю, от "Меридиана" и ряда дружественных германских редакций: за лучшие публикации на территории Германии.
- Что такое "криптозоология"?
В самых общих чертах - "наука о неизвестных животных": вообще неизвестных, считающихся вымершими — или неизвестных/вымерших на данной конкретной территории. Так что наши объекты - не только, к примеру, реликтовый гоминоид (термин «снежный человек» криптозоологи очень сильно не любят), но и кавказский леопард, тот, с которым Мцыри сражался: зверь, принадлежащий ко вполне известному виду, но официально считающийся вымершим; во всяком случае, на территории Кавказа. Ну а по нашим сведениям он не то чтобы благоденствует, но еще сохранился на отдельных участках ареала и вообще, кажется, раздумал вымирать: кое-где явно образовались самовоспроизводящиеся популяции.
- Почему ты этим занялся?
«Во-первых, это красиво» :)
- Что это за экспедиции с европейскими криптозоологами?
Да что ж поделать, если эпоха, когда советская криптозоология была одной из ведущих в мире, миновала вот уже около четверти века… А интересные, перспективные в этом плане районы вполне себе остались, хотя их теперь не назовешь ни доступными, ни безопасными: Кавказ, Средняя Азия… Вот немногочисленные (даже стыдно сказать, насколько немногочисленные!) остатки нашей «старой гвардии» и работают с западными коллегами, играя порой довольно диковинные роли, в которых совмещаются функции "шерпа" и начальника экспедиции.
- Видел ли ты вживую, говоря языком Пушкина, "невиданных зверей" или хотя бы их следы?
Э, нет! На такие вопросы я в "фантастической тусовке" не отвечаю :) И вообще, честно говоря, стараюсь держать все три своих ипостаси — связанную с фантастикой, с боевыми искусствами (включая оружиеведение) и с криптозоологией, — так сказать, "в разных стойлах". Иногда это, конечно, поневоле пересекается, но тут надо соблюдать особенно высокую осторожность…
- Что скажешь о "Бестиарии" как жанре? Что для тебя здесь самое интересное? Яркое? Важное? И почему?
Ну, я на многие литературные миры как-то автоматически смотрю взглядом биолога (впрочем, оружиеведа тоже) - и всегда интересно посмотреть, "как это работает". Между прочим, литературным, чисто читательским ощущениям это абсолютно не мешает, никакого "музыку я разъял, как труп". Но так уж вышло, что особенно ценю "звериную", фаунистическую, в широком смысле — природную часть сеттинга. Кстати, на ней-то сплошь и рядом действительно проверяется внутренняя устойчивость литературной конструкции. Естествознание — оно, честное слово, и в мирах фэнтези работает…
Да вот хотя бы этот пример : "Дело о звере гишу" http://samlib.ru/t/tri_i_o/delo_o.shtml . Он как раз из числа "пересечений": кроме фантастики тут и биология, и "боёвка", и даже криптозоология.
В финале, между прочим, и к творчеству Дяченко линия протянулась: такой вот мостик между "Великой дугой" и "Пещерой"… а по этому мостику и под ним снуют эндрюсархи, гишу, сааги и простые буколические патриофелисы…
Возникло сие эссе в ходе прошлогоднего конкурса "Стоптанные кирзачи", а на нынешнем вот какая номинация есть: http://samlib.ru/s/sk/mir_mar_ser.shtml Добро пожаловать на съедение: можно с образцами дяченковской фауны, можно без них, но обязательно по мирам М. и С.!
- Почему ты хочешь создать бестиарий по мирам именно Дяченко? И как ты это видишь?
Почему? Ну, хотелось бы думать, никто не обвинит меня в стремлении "подольститься" к М. и С., но мне представляется, что Дяченко — крупнейшие из ныне действующих мастеров отечественной фантастики. В административном смысле у нас у всех сейчас, конечно, "отечества" самые разные, сто тридцать семь раз массаракш, но, надеюсь, всем понятно, что я имею в виду. А как вижу? Например, вот так:
" Пещеры и их таинственные обитатели – одна из заметнейших линий в творчестве Дяченко. Может быть, даже более значимая, чем регулярные "устремления в небо" на спине дракона, конегрифона, гигантской птицы. А то и на техногенном крыле-змее "Дикой энергии". Впрочем, эти устремления ввысь, как мы вскоре увидим, не так уж противоречат погружениям во глубину пещерных недр…
Конечно, ярче и многогранней всего образ Пещеры дан в одноименном романе. Там он вообще – смыслообразующий элемент (и сам, и вместе с пещерными жителями, «теневыми отражениями» людских душ). Однако разного рода Пещеры (в том числе и с заглавной буквы) появляются в творчестве Дяченко очень рано. Обитатели этих подземелий вроде бы самые разные – но…
"…Каждый первый же встречный путник знает, в какой стороне Пещера. Знает – но вовсе не обязательно скажет, а, скорее всего, насупится, подозрительно сверкнет глазами, плюнет под ноги и молча продолжит свой путь <…> Туда, где Пещера, никто не ходит"
("Скрут")
В мире "Скрута" хватает недобрых тайн, и эта Пещера – всего лишь одна из них. Там как будто все просто и обыденно, на нормальный средневековый (даже не фэнтезийный) лад: система карстовых промоин отведена под местный аналог лепрозория, и те страшные чудовища, что обитают там, – всего лишь изуродованные смертельной болезнью люди. Тем не менее мечта о быстрой смерти, позволяющей не превратиться в такое вот тронутое распадом подобье "живого трупа", явственной ниточкой тянется к написанной многими годами позже "Лихорадке", где, вдобавок ко всему, тоже присутствует мимолетный образ пещеры-тоннеля, сквозь который влекутся живые души в мертвых телах. Похожая система образов проецируется и на один из эпизодов "Казни", которая, казалось бы, уж вовсе не о том. Да, не о том, но вынужденный отсиживаться в пещере вампир Семироль, наделен многими признаками живого покойника, одновременно являющегося опасным чудовищем – а обрушивающиеся на него телесные бедствия предают ему столь же безусловное сходство с прокаженными "Скрута" и мертвяками "Лихорадки". Причем саму-то пещерную архитектуру Семироль, человек (вампир!) образованный, оценивает иронически: декорация, искусственное сооружение - даже с повторяющимися участками, "как будто у дизайнера не хватило воображения"
Интересно, сложную многоуровневую и действительно странную Пещеру прокаженных из "Скрута" он бы тоже охарактеризовал так? А столь же многоуровневую и сложную пещеру из "Мигранта"? А источенную подземными ходами скалу под замком некроманта из "У зла нет власти"?
Может быть, вампир со своим логическим, отточенным юриспруденцией мышлением попал в самую точку. Все это – Модели, сотканные из лоскутков информации; Проекции идей; тени первообразов в платоновской Пещере".
Спасибо за ответы, Григорий
Теперь вот о чем. Об издании "Бестиария по мирам Марины и Сергея Дяченко" ведутся переговоры с крупным издательством, заинтересованным в выходе этой книги. Григорий Панченко начал работу, написал уже ряд глав. В рамках нашей "Гостиной" вы, дорогие друзья, можете прочесть отрывок одной из глав – "Тот, кто с флейтой по жизни шагает…" (Бестиарий разумных рас). Он будет опубликован чуть позже.
Дорогие читатели!
Мы с Григорием будем рады любым вашим замечания, соображениям. Объявляем "мозговой штурм" идеи такого бестиария. Как его лучше всего построить? Какие существа наиболее интересны? Какие наши тексты?
Будем рады, если кто-то пришлет свои наработки – возможно, Григорий их учтет или включит в свое произведение. Наконец, будем признательны, если кто-либо представит художественные наработки образов или захочет проиллюстрировать такую книгу – ведь от визуальной составляющей бестиария многое зависит.
Наиболее интересные ваши идеи, разработки обязательно будут отмечены.
Пожелаем Григорию Панченко успехов и в "Бестиарии", и во всех его обширных замыслах!
Марина и Сергей Дяченко
© Марина и Сергей Дяченко 2000-2011 гг.
Рисунки, статьи, интервью и другие материалы НЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАНЫ без согласия авторов или издателей.
|
|