По просьбе одного из жителей Чукотки (!) я нашла Ваш журнал «Полдень, ХХI век» в одной из Киевских (!!) библиотек. Но там есть только выпуски 2004 года. Продолжает ли выходить журнал и сейчас? Если да, то каков его электронный адрес? То, что я высылаю на адрес, указанный в журнале за 2004 год, возвращается назад. Наверное, адрес изменился?
Ольга < obolon_yug@rambler.ru> Киев, Украина - 06/02/07 00:49:30 MSK
Журнал продолжает выходить. В этом году он идет сдвоенными номерами, а, начиная со следующего, становится ежемесячным. Е-мейл редакции: polden@vokrugsveta.ru.
Вопрос о политике. Мне все страшней и страшней становится смотреть на то, что делается в нашей стране со свободой слова. Помню Ваши слова (в книге Вишневского), смысл которых в том, что пока есть хоть один источник, в котором я могу услышать свободное мнение человека, я спокоен. Скажите, пожалуйста, остаетесь ли Вы спокойным сейчас? Мне вот лично становится уже просто страшно.
Модорова Марина < modorowa@mail.ru> Екатеринбург, Россия - 06/02/07 00:49:41 MSK
Страшно – не страшно, но хорошего мало. Страна быстро скатывается к состоянию «Россия 1913 года». Власть имущие ничего не поняли и ничему не научились. Конечно, видывали мы времена и похуже. Россия 13-го года не самая поганая страна на свете, но и не сахар тоже.
Борис Натанович! В одном из романов Мураками герой получает телефон Бога. Тщательно его записывает, но в прочтенном мной фрагменте так и не набирается духу позвонить. Потому что по всякой ерунде Его дергать не хочется, а если по-крупному, то что именно говорить? Если бы у Вас был телефон Бога, – позвонили бы Вы, и если да, – что именно сказали Ему?
Макс Черепанов < hobober@mail.ru> Челябинск, Россия - 06/02/07 00:49:55 MSK
Я бы не стал звонить: слишком высокая инстанция, я бы побоялся разочароваться.
Сегодня начал читать роман «1984» Джорджа Оруэлла и стал находить в нем много схожих вещей с Вашим произведением «Обитаемый остров». Скажите: писали ли Вы Остров под влиянием книги Оруэлла или же Вы не читали Оруэлла вплоть до написания Острова?
Григорий < K.G.P.88@mail.ru> Москва, Россия - 06/02/07 00:50:02 MSK
Оруэлл здесь абсолютно ни при чем. Зачем нам Оруэлл, если Страна Отцов лежала вокруг нас, и была внутри нас, и ничего, кроме нее, мы никогда в жизни не видели?
По «Обитаемому острову»: 1) Как «Неизвестные отцы» превратились в «Огненосных творцов»? Происхождение первых вполне понятно – отец всех народов тов. Сталин вкупе с его же исключительной личной скромностью. А вот у ОТ непонятно откуда ноги растут. Это было предложение цензуры в чистом виде? Во избежание моего хода мыслей?
Василий Стоякин < stoyakin@kcpik.org.ua> Киев, Украина - 06/02/07 00:50:11 MSK
Это было требование цензуры. «Предложение, от которого нельзя отказаться».
2) Отцы неизвестны, но один из них – Государственный прокурор, судя по всему, лицо не только известное, но даже и публичное. Надо думать, что общественность просто не знала, что он относится к числу НО? Так же, как и другие персоны такого же статуса (кажется, часть министров, тот же Дергунчик, например).
Василий Стоякин < stoyakin@kcpik.org.ua> Киев, Украина - 06/02/07 00:50:25 MSK
Вы все совершенно правильно объяснили.
Здравствуйте. В книге «Бессильные мира сего» персонаж Аятолла обладает силой производить положительное впечатление на людей, в частности, Вадим Христофоров не может удержаться от того, чтобы не проникнуться расположением к этому весьма отрицательному персонажу, зная все его плоходейства и т.д. В связи с чем вопрос: а не был ли Аятолла сам из компании «могикан», т.е. не обладал ли он сверхъестественным даром подчинять себе психику людей, как, например, Тенгиз?
Иван Владимир, Россия - 06/02/07 00:50:42 MSK
Так оно и есть. Более того, Аятолла – один из учеников Сэнсея.
Здравствуйте! 1. Не является ли усиление позиций церкви в обществе признаком его деградации?
Азамат < bcooly@rambler.ru> Магнитогорск, Россия - 06/02/07 00:51:03 MSK
Скорее, это признак катастрофической деидеологизации. Власти позарез нужна идеология. А под рукой ничего нет, кроме религии, да еще антиамериканизма, пожалуй.
2. Какое развитие России более вероятно, как 89 Чехий или унитарная Российская «либеральная» Империя?
Азамат < bcooly@rambler.ru> Магнитогорск, Россия - 06/02/07 00:51:30 MSK
Я уже писал здесь об этом. Наиболее вероятно установление в России порядка и обстоятельств «России 13 года». «Либеральная Империя», если угодно. Империя, но либеральная. Либеральная, но империя, все-таки.
3. Какая идеология нужна России? Консерватизм, Либерализм или Социализм?
Азамат < bcooly@rambler.ru> Магнитогорск, Россия - 06/02/07 00:51:34 MSK
НУЖЕН России либерализм. Но воспринять она готова разве что консерватизм социалистического толка. Менталитет такой.
Борис Натанович, видел ролик «Гадкие Лебеди» (трансляции с 17-го Кинотавра)... Этот видеоряд почему-то вызвал во мне внутренний протест. Может, просмотр фильма все и поставит на свои места, но все же я хотел бы спросить: Вы сами довольны экранизацией, насколько «близко к тексту» снят фильм?
Денис < x444z@yandex.ry> Мурманск, Россия - 06/02/07 00:51:37 MSK
Я еще не видел кино. Но я читал сценарий и степень отклонения кино от повести представляю. Пусть. В кино хозяин режиссер.
Доброе время суток, Борис Натанович. Вопрос таков: если сравнивать произведения с камнем, а общество с водоемом, то замечали ли Вы «круги» от своих произведений, и как далеко они, по Вашему мнению, разошлись (если были)?
Максим < Max-im2000@yandex.ru> Новокузнецк, Россия - 06/02/07 00:51:59 MSK
«Круги» замечал. В том числе, очень неожиданные. Странно, например, обнаруживать любителей АБС среди гаишников и даже пограничников. Впрочем, я не обольщаюсь: воздействие если и имеет место, то крайне поверхностное.
«Уж сколько раз твердили миру...» Уважаемый Борис Натанович! Уж сколько раз Вы твердили, что Вы – человек неверующий, «но только все не впрок». Все эти новообращенные затейники-богоискатели то и дело наседают на Вас и пытаются навязать Вам свою религиозную «идеологию». Вот и на этот раз в ответе Андрею Собчаку Вы воздержались от комментария к его заявлению, что «не дать забыть христианские заповеди, без которых, как бы Вы не относились к существованию Бога, человек – всего лишь зверек из джунглей». Я же не стерпел и отправил ему такую реплику: «Борис Натанович тактично промолчал, а я скажу. Умному и образованному человеку (действительно, умному, и по-настоящему образованному) никакие религиозные подпорки и костыли не надобны. Религия нужна лишь скудоумным зверькам, прозябающим в джунглях мракобесия». Сначала планировал дать ему более развернутую и злую отповедь, а потом подумал, что мы – атеисты и материалисты старой закваски – не до такой уж степени нетерпимые и злые люди, как все эти новоявленные христиане-новоделы. Но, наблюдая весь этот паноптикум по ТВ и в СМИ, ведь так иногда хочется вослед Вольтеру прокричать «Раздавите гадину!» Вопрос: А Вам, Борис Натанович, не хочется?
Михаил Шестов < mshestov@inbox.ru> Москва, Россия. - 06/02/07 00:52:01 MSK
Я не такой радикал. Я ничего не имею против религии. Но я не люблю церковь. Я вообще не люблю посредников в идеологии, по-моему, большинство среди них – жулики и корыстолюбцы.
Уважаемый Борис Натанович! Представьте, что Вы получили возможность воскресить трех людей, когда-либо живших на Земле. На ком остановится Ваш выбор?
*DMITRY* < 2401_00@bk.ru> Nsk, Россия - 06/04/07 14:34:24 MSK
Это задача для Бога, а не для простого смертного. Я уверен только, что о любом выборе потом обязательно придется пожалеть.
Здравствуйте, Борис Натанович! Во-первых, желаю Вам быстрейшего выздоровления! Надеюсь, вскоре будете в строю. И хотелось бы задать пару вопросов. 1. Уже очень давно говорят о том, что искусство зашло в тупик, многие ищут теперь не содержание, а форму и т.п. Эта проблема (думаю, в начале этого века проблема более чем актуальная) касается так же и НФ. Что Вы об этом думаете и какой выход видите?
Артавазд Ереван, Армения - 06/04/07 14:34:51 MSK
Я не вижу самой проблемы. Например, если говорить о фантастике, – ежегодно публикуется добрых два десятка книг, достойных всяческого внимания. Появляются (чуть ли не ежегодно) новые интересные имена. Где же тут тупик? И в чем, собственно, проблема? Что же касается «разговоров о тупике», то я слышу их с младых ногтей и давно перестал их воспринимать хоть сколько-нибудь всерьез. «Изыски раздраженного воображения».
2. Когда же выйдет фильм «ТББ» (в фильме название, кажется, другое?) с Ярмольником?! Заждалися!
Артавазд Ереван, Армения - 06/04/07 14:35:15 MSK
Не знаю. По слухам, идет монтаж. Значит, скоро.
3. И еще очень интересно узнать, связывает ли Вас что-либо с Арменией, кроме бывшего СССР?
Артавазд Ереван, Армения - 06/04/07 14:35:20 MSK
У меня в Армении – старые добрые друзья. Это связывает крепче любого союзного договора.
Уважаемый Борис Натанович, здравствуйте! Огромное спасибо за Ваше творчество и общение с интернет-обитателями! Расскажите, пожалуйста, кто, возможно, оказал на Вас влияние в начале вашей творческой деятельности?
Лана Одесса, Украина - 06/04/07 14:35:48 MSK
Писал здесь об этом неоднократно. Полистайте страничку.
И второй вопрос: Как Вы относитесь к творчеству писателя Аркадия Львова?
Лана Одесса, Украина - 06/04/07 14:36:14 MSK
Когда-то относился очень хорошо, – читал все, что мне попадалось. Правда, помнится, печатался он мало и редко, – судьба многих хороших писателей того времени. Справедливости ради, должен признаться, что не перечитывал его давно. Нет времени перечитывать, – все время приходится читать что-нибудь новое.
Задать вопрос не менее трудно, чем ответить на него. Когда у мужчины падает сексуальная функция, он перестаёт интересоваться женщинами. Он говорит: «Это мне не интересно». Говорит: «Это нормально, мне ведь уже 50 (60, 70, 40!) лет», вместо того, чтобы заняться элементарными китайскими упражнениями, позволяющими не терять эрекцию до самой смерти, так, что даже морговому визажисту приходится пользоваться «мокрым полотенцем», чтобы покойник выглядел пристойно. Когда у человека пропадает юношеская эйфория по отношению к непознанному, (всё это было, было) – это что? Угасшая потенция? Вокруг нас ходят 300-летние люди, выглядящие, как 40-летние. Неразгаданных тайн полно. Есть техники омоложения. Есть странные люди (не едят годами, не спят, дети индиго и пр.). Что, собрались на покой? Вопрос: Неужели инстинкт смерти так меняет человека и заставляет его освободить место для других, что у него напрочь угасает желание жить и познавать?
Вячеслав < ches@udm.ru> Россия - 06/04/07 14:36:18 MSK
С желанием познавать все обстоит не так просто: это желание не передается по наследству, а, скорее, воспитывается. Наша же жизнь воспитывает не «исследователя», а, прежде всего, участника рутинного производственного процесса, в лучшем случае, – предпринимателя. Так что «желание познавать», скорее, редкость. И как же редко это желание совпадает с талантом! Что же касается желания жить, то это самая обыкновенная вещь на свете. Это желание закреплено у нас в генах, так что НЕжелание жить – редкость, и каждый раз имеет специальное объяснение. Или – не имеет. Говорят, с годами это желание угасает. Не знаю, не заметил. Может, еще недостаточно стар?
Здравствуйте, Борис Натанович! Писатель В.В.Набоков однажды изрек такую мысль, что, мол, «самое страшное в пошлости – это невозможность объяснить людям, почему книга, которая, казалось бы, битком набита благородными чувствами, состраданием и даже способна привлечь внимание читателей к теме, далекой от «злобы дня», гораздо хуже той литературы, которую вы считаете дешевкой». Согласны Вы с этим или нет и почему?
Одарущенко Денис aka 3Denis Днепропетровск, Украина - 06/04/07 14:36:46 MSK
Согласен. Только все оценки («пошлость», «злоба дня», «дешевка») я бы заменил на две всего лишь позиции: «нравится» и «не нравится». В литературе нет и не может быть ничего «объективного». Так что Набокова можно (при желании, конечно) перефразировать так: «Почему книги, которые вам нравятся, мне не нравятся совсем? И наоборот?» Это звучит вполне примитивно, но ответа на этот примитивный вопрос нет. Во всяком случае, я его не знаю. Вся литературная критика всех времен и народов есть попытка ответить на этот вопрос. Знакомиться с этими попытки бывает интересно (мне), бывает неинтересно (мне же), но ответ на Основной Вопрос литературоведения получить не удается никогда. Потому что Измеритель Писательского Таланта, пресловутая Мензура Зоили, до сих не построены и, похоже, не будут построены никогда. Как и вечный двигатель.
Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович. Читали ли Вы Венедикта Ерофеева и его повесть «Москва – Петушки»? На меня эта книга произвело сильное впечатление (вот Толстой с Достоевским не произвели, а эта пьяная исповедь очень даже впечатлила), я начал расспрашивать знакомых – не читал ли кто? Оказалось, эта повесть очень популярна. А какое Ваше мнение?
Кир Симферополь, Крым - 06/04/07 14:37:10 MSK
То,что книга чрезвычайно популярна, не вызывает никаких сомнений. Я прочитал ее с удовольствием, но перечитывать не хочется, – в отличие от Толстого с Достоевским, которых перечитываю регулярно («Хаджи Мурата» и «Бесов»).
Досточтимый Борис Натанович! Неужели Вы отдали «Белого Ферзя» писать Пелевину?
читатель Москва, Россия - 06/04/07 14:37:13 MSK
Конечно, нет! Что за странная идея!
Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! ...и в качестве приветствия от почитателя, и в качестве пожелания: Здоровья... Надеюсь, недавние неприятности с ним отступили? Здоровья Вам! Здоровьища!!! А вопросик у меня такой – совсем «материальный»: Как бы Вы отнеслись к театральной постановке «Трудно быть богом»? Может, звучит слегка бредово, знаю, были неудачные попытки... Но вышла довольно приличная «обработка» – в жанре Экшн, как сейчас говорят. Я совместил роман и пьесу «Без оружия» и слегка обострил сюжет по временным рамкам (что поделаешь, зритель ныне требует «бурных» событий). Но, клянусь, всё с уважением к Первоисточнику, и с сохранностью Сути произведения. Косяк у меня в том, что без договорённости по авторским правам ни ставить нельзя, ни даже маленькую копеечку на постановку найти... А я, увы, не банкир – только сценарист и режиссёр. Готов прислать мою инсценировку – gromovaleksey@mail.ru Заранее благодарен.
Громов Алексей Москва, Россия - 06/04/07 14:37:24 MSK
Откровенно говоря, я совершенно равнодушен к театру и к инсценировкам. Кроме того, сейчас аналогичной инсценировкой занимается какой-то театр в Эстонии. Впрочем, желаю успеха. Если дело дойдет до стадии договора, – поговорим.
Ремарка к одному из вопросов в последнем оффлайн-интервью: «Этот образ имеет прототип. АНС лично знал этого человека и даже приятельствовал с ним. Так что фигура хоть и странная, но вполне реальная». Похожий герой встречается у Михаила Анчарова в повести «Как птица Гаруда» – Витька Громобоев говорит женщине: «А кто же будет провожать нелюбимых?» Поскольку АНС и Анчаров учились в ВИИЯКА и были знакомы, – может, и здесь прототипом им послужил общий знакомый?
Дмитрий Москва, Россия - 06/04/07 14:37:53 MSK
Вполне возможно. Хотя, мне кажется, этот герой повстречался АНу позже – в Канске или даже на Камчатке.
Добрый день, уважаемый Борис Натанович! У меня 2 вопроса и оба они в известной степени дурацкие (на фоне встречающихся здесь). 1. Есть ли реальный (или не совсем реальный) прототип у Леонида Горбовского? Почему-то уже несколько лет меня не покидает ощущение, что именно он и есть Главный Герой «Полдня» и других книг этого «цикла».
Ольга Россия - 06/04/07 14:38:10 MSK
По сути дела, так оно и получилось. Причем как-то само собой. В первональном замысле этого не было. А что касается прототипов, то в самом начале Горбовский, действительно, писался с одного нашего друга (именно ему принадлежит бессмертное «Можно, я лягу?»), но уже в «Радуге» сходство уменьшается, а потом и вовсе сходит на нет.
И 2. Тоже на тему «Полдня». И в «Полдне» и в других книгах периодически вскользь упоминаются дети. И упоминаются чаще всего в контексте детского сада, интерната и т.д., т.е. «общественной» системы воспитания. Дети всегда где-то в стороне, в Детском, в Аньюдинском интернате, т.е. там, где они не мешают взрослым (родителям) делать их Очень Важную Работу. Когда Вы писали об этом, Вы действительно считали такую систему воспитания хорошей и правильной? А сегодня Вы как считаете?
Ольга Россия - 06/04/07 14:38:32 MSK
Дело совсем не том, чтобы освободить взрослых от хлопот. Мы считали всегда (а я и сейчас так считаю), что воспитанием человеческого детеныша должны заниматься профессионалы. Лечением – врачи, а воспитанием – Учителя. Ни по каким книжкам родитель не научится лечить свое чадо от, не дай Бог, холеры. Почему же мы думаем, что сложнейшим процессом воспитания можно заниматься самоучке, руководствуясь только любовью и общими соображениями?
Цитирую «Бессильных мира сего»: «...Неприятная девочка – выломанная, тощая, неприветливая, с темным взглядом исподлобья. ...Что-то нехорошее виделось ему в этом неприятном ребенке. Какое-то обещание зла. И страхагент, собственно, этого видения не оспаривал. Он только полагал, что обещание имеет место не «зла», а «пользы» – титанической пользы для этого мира («вашего мира», говорил он) – «заевшегося, опаскудевшего, упертого чавкающим рылом в тупик...». Почему страхагент Лахесис так желает «инициировать» злую девочку? У него наклонности Павора (ГЛ)? Чем грозит миру то, что в ней скрыто? Откуда берется эта злость? Бороться с ней бесполезно? Почему Сенсей никогда не «работает» с девочками? Я встречал злых девочек. Правда, не таких злых, как в Вашей книге. Ещё одно замечательно-точное описание таких существ есть у Льва Давыдычева в книжке «Лёлишна из третьего подъезда», там её зовут «злая девчонка Сусанна Кольчикова».
Пинаев Дмитрий < d.pinaev@foratec-com.ru> Россия - 06/27/07 17:50:23 MSK
Я не берусь ответить на Ваши вопросы. Для этого мне пришлось бы писать отдельную повесть, далеко не все детали которой мне ясны самому. Попробуйте «запустить фантазию» свою на полную мощность, – может быть, многое тогда станет Вам понятно и без моей помощи?
Уважаемый Борис Натанович! Как Вы относитесь к гражданской позиции писателя Сергея Лукьяненко по Грузии (во время недавних событий он на одной из страниц Живого Журнала выступал за ковровые бомбежки этой страны и другие подобные меры)?
Алексей Шмурак < alexshmurak@bigmir.net> Киев, Россия - 06/27/07 17:50:32 MSK
Я ничего не слышал об этом. Надеюсь, слухи эти сильно преувеличены. Я люблю Сережу Лукьяненко, и я не хотел бы, чтобы эти слухи оказались правдой.
Уважаемый Борис Натанович! Как Вы оцениваете роман Ольги Славниковой «2017»?
Максим < cartesius@freemail.ru> Тюмень, Россия - 06/27/07 17:50:41 MSK
Прочитал с интересом. Но – не более того.
Добрый день, Борис Натанович! Очень, кстати, неплохое кино получилось, на основе «Гадких Лебедей». Безусловно, не для массового зрителя, однако интересующимся приглянется несомненно. Узловая проблема романа (на мой взгляд) – воспитание детей и, как следствие, неопределенность нашего с Вами будущего – освещена достаточно подробно и поставлена во главу угла. Несмотря на то, что некоторые из персонажей воплощены несколько по-другому, нежели в источнике (удивило присутствие Геннадия Комова), атмосфера романа нисколько не пострадала. Рекомендую ознакомиться с данной картиной Вам (если Вы не видели) и, конечно же, поклонникам Вашего творчества. Теперь, позвольте перейти непосредственно к вопросам. 1) Недавно узнал, что готовится экранизация «Обитаемого Острова». Примете ли Вы участие в написании сценария к картине?
Максим < bigmax@comtv.ru> Москва, Россия - 06/27/07 17:50:59 MSK
Нет. Насколько я знаю, сценарий пишут супруги Дяченко.
2) Может быть, откроете секрет, как сложилась судьба Ивана Жилина после событий ХВВ?
Максим < bigmax@comtv.ru> Москва, Россия - 06/27/07 17:51:09 MSK
Нет никакого секрета. Просто авторы никогда об этом не задумывались.
3) Основываясь на Вашем жизненном опыте, можете ли Вы сказать, что совпадений не бывает? Или, всё же, часть нашей жизни находится во власти случая?
Максим < bigmax@comtv.ru> Москва, Россия - 06/27/07 17:51:33 MSK
Совпадения бывают, да еще какие! И жизнь наша, по сути, есть равнодействующая миллиона случайных сил. Лишь изредка и не всегда умело удается нам «сходить» с этой равнодействующей по своей воле. Впрочем, с определенной точки зрения, воля человеческая тоже есть понятие стохастическое. Не знаю уж, хорошо это или плохо, но это – так.
Здравствуйте, Борис Натанович! Я студентка 5-го курса филфака ННГУ, занимаюсь ПНВС (фольклорные архетипы в ПНВС и СОТ). Возникла новая мысль, которая, надеюсь, разовьется и станет-таки в итоге дипломной работой: не совсем согласна с тем, что Ваше творчество (хотя бы в рамках ПНВС и СОТ) укладывается в жанр научной фантастики. Постфольклор (такую версию предложил мне преподаватель)? Очень бы хотелось узнать Ваше мнение по этому вопросу. Спасибо за то, что Вы есть, за Ваши с Аркадием Натановичем «снаряды для интеллекта»! Здоровья Вам, любви!
Ирина < irchen@inbox.ru> Нижний Новгород, Россия - 06/27/07 17:51:47 MSK
Мы вообще редко писали собственно НАУЧНУЮ фантастику. ПНвС не исключение. Это – современная сказка, то, что сегодня называется фэнтези. По-моему, Ваш преподаватель совершенно прав.
Уважаемый Борис Натанович! Меня интересует «Меч голода». В Стажерах в рассказе Юрковского о гигантской флюктуации есть такая фраза: «Я побью любого синоптика-любителя, – удрученно хвастался он. – Я видел полярные сияния в Алма-Ате, Брокенское видение на Кавказе и двадцать раз наблюдал знаменитый зеленый луч, или «меч голода», как его называют». Я искал информацию об этом явлении, но нашел только упоминания о зеленой горизонтальной вспышке, длящейся несколько секунд на закате солнца в редких условиях на море. Меч голода – это что-то другое, да? Что это за явление, и какие легенды с ним связаны, расскажите, пожалуйста!
Антон Моисеев < webmaster@natel.ru> Москва, Россия - 06/27/07 17:51:58 MSK
Не помню уж, где мы это вычитали, но «меч голода» совершенно реальное явление природы – вертикальный зеленый луч, появляющийся на заходе (восходе) солнца при исключительной сухости воздуха. Отсюда и название – этот луч был верным признаком надвигающейся засухи и голода.
Уважаемый Борис Натанович! Неоднократно и с большии удовольствием перечитывал Ваши произведения. У меня к Вам несколько вопросов по ОО. 1) В книге говорится, что Странник «выловил» в Стране Отцов настоящих шпионов Островной Империи и стал «неизменным шефом особой контрразведки». Но кто может быть шпионом в Стране Отцов? Очевидно, только выродок, поскольку обычный саракшианец во время лучевого удара непроизвольно проявит себя как сторонник той или иной идеологии. Мак упоминает, что Гай, Рада и дядюшка Каан пели что есть сил «Славу Отцам», Гай во время полета бормотал хвалебные оды Маку и т.д. Значит, первый же лучевой удар «засветит» любого отровитянина, как большого поклонника Адмирала или другого лидера Империи. Даже если в экстазе хорового пения никто не заметит этого один раз, то можно ли так продолжать 730 раз в году, не считая нерегулярных лучевых ударов и передвижных установок? К тому же первый легальный выродок, заметивший такие отклонения, донесет на такого человека. Ротмистру Чачу не составит труда облучить подозреваемого и проверить подозрения, если таковые возникли.
Юрий < my123456@bigmir.net> Киев, Украина - 06/27/07 17:52:21 MSK
Вы совершенно логичны, но, может быть, в Островной Империи уже придумана лучевая защита? Островная Империя – странное государство: они там «умеют много гитик».
2) Что должен делать шпион-выродок для сбора информации в Стране Отцов? Либо внедряться в подполье (которое «кишит провокаторами»), либо после долгой работы с либералами, просветителями или другими группами выродков «лезть наверх» и пытаться стать лицом, приближенным к Отцам или высшим функционерам вроде Прокурора или Дергунчика. Но могут ли какие-либо выродки прожить в Стране Отцов годы, если не десятки лет? Ведь каждый день строго по часам (в 10-00 и 22-00) они получают по два жутких лучевых удара. Как говорил Маку Лесник, «он не знает, что это значит – ждать очередного сеанса». И новоприбывший шпион-островитянин уже на второй-третий день захочет вернуться домой. Зорге и Штирлицы, Гордиевские и Филби удерживались во враждебном окружении либо силой своих убеждений либо силой денег. Островитяне могут заранее получить мощную идеологическую накачку подобно японским камикадзе, но надолго ли ее хватит, когда человек не выдерживает физиологически? Раз лучевое голодание ведет в 20% к шизофрении, можно предположить, что и лучевое «переедание» на первых порах может привести к неожиданным эффектам. Даже «местный» Лесник говорил: «Мы болеем, умираем, сходим с ума», а что произойдет с непривычным островитянином? Пытаясь избежать очередного сеанса, замученный шпион может даже сам явиться в контрразведку.
Юрий < my123456@bigmir.net> Киев, Украина - 06/27/07 17:52:46 MSK
И опять же – все логично. См. предыдущий ответ.
3) В отличие от земных шпионов агентурная база у шпионов-островитян в сто раз меньше. Зеф говорит, что выродки составляют около 1% от всех людей. Шпион может вербовать только выродков (да и то нелегальных), поскольку легальный гражданин немедленно донесет на него (или попробует линчевать, как это чуть не случилось с Фанком). Конечно, шпион может и должен собирать информацию, но для сбора данных в тоталитарном обществе нужен доступ к верхам (радиостанцию «Голос Отцов» можно слушать и на островах), а этого доступа нет, поскольку нет агентурной базы. Что хуже, у шпиона нет и много времени из-за лучевых ударов и естественного желания вернуться домой. К тому же и передача опыта затруднена, – каждый пятый «бывший в деле» шпион после Страны Отцов становится шизофреником.
Юрий < my123456@bigmir.net> Киев, Украина - 06/27/07 17:53:13 MSK
Я не берусь конкретизировать задачи шпионов-остравитян. Главным образом, сбор информации и подготовка нерегулярных десантов, как и массированной высадки в конечном итоге. То же, что вообще ВСЕ шпионы в мире возвращаются домой, как правило, «шизофрениками», представляется мне довольно очевидным. И без всяких лучевых башен.
4) Даже передача информации сильно затруднена. У В.Суворова написано, что советская агентура в Швейцарии потеряла связь с ГРУ в 41/42 годах, поскольку Красная Армия далеко отступила на восток, и они не могли принимать сообщения. На Саракше шпионы как-то должны передавать сообщения не на 2000 км, а на противоположный конец планеты. Спутников на Саракше нет, самолетов – почти нет, т.е. вся надежда на радио. Конечно, в Империи прекрасные радиоприемники (как обнаружил Мак на подлодке), но необходимо ведь поддерживать двустороннюю связь, т.е. радиопередачи должны быть достаточно мощными, чтобы их приняли хотя бы в океане. Риск обнаружить такой источник резко возрастает. Поскольку связь ненадежна, приходится повторять сообщения несколько раз, отчего риск обнаружения тоже возрастает в несколько раз. Все эти факторы делают долговременную работу шпионов-островитян почти безнадежным и бесполезным занятием.
Юрий < my123456@bigmir.net> Киев, Украина - 06/27/07 17:53:39 MSK
Вы правы, наверное. Но до какой же степени все это не существенно для истории Мака Сима, комсомольца 22-го века! А ведь именно эту историю мы и писали, а вовсе не историю тайной войны двух несуществующих супердержав несуществующей планеты.
Об энергетическом кризисе и диктатуре Вы пишете периодически. Вот я так, навскидку подсчитал. Под Киевом есть Трипольская электростанция на угле, мощность 1 800 МВт. Допустим, кончится уголь. Уже сейчас делают ветряки мощностью 100 кВт по 50 000 долларов. Понадобится закупить 18 000 ветряков за чуть меньше 1 млрд. долларов. Они как раз встанут все на расстоянии 5 м друг от друга вдоль дороги от Киева до Триполья. Миллиард для энергетики – не слишком большая сумма. Нам сейчас Евросюз дает легко кредиты по 50 млн. для модернизации электростанций.
Captain_Solo < fr_breeze@yahoo.com> Киев, Украина - 06/27/07 17:53:41 MSK
Спасибо за информацию. Я читал где-то (и не раз), что НИКАКИЕ «экзотические» источники энергии – ветер, приливы, Солнце – энергокризиса разрешить не способны. Они не дают и 10 процентов необходимых мощностей. Видимо, единственное «окончательное решение вопроса» обещает только термояд.
|