Уважаемый Борис Натанович! Я с юности воспитывался, рос, взрослел, становился личностью в огромной степени на книгах АБС. Каждая публикация новых произведений АБС ожидалась мной с громадным нетерпением и, когда это происходило, прочитывалась мгновенно, с огромным удовольствием и благодарностью к Вам и АНС. Позже большинство книг АБС перечитывались мной многократно, перечитываются и до сих пор, несмотря на то, что я их практически наизусть помню. С не меньшим, если не с большим нетерпением ожидались Ваши ответы на мои письма к Вам. Первое письмо от Вас я получил в сентябре 1974 (датировано Вами 18.09.1974), последнее – в июне 1986 (датировано Вами 03.06.1986). Всего 11 Ваших писем. Получать и читать их было счастьем. Я храню их как драгоценность, бесценную для меня. В огромной степени благодаря книгам АБС и самому факту,что Вы и АНС – вот ТАКИЕ – есть, я сохранил лицо в нелегких испытаниях, выпавших на мою долю и в советские и в постсоветские времена. Мой сын Павел тоже воспитывался и рос в огромной степени на книгах АБС и стал замечательным парнем. Ему 26 лет, окончил с отличием университет, экономист из него получился талантливый, но он совершенно осознанно и самостоятельно выбрал иной путь, нелегкий, но достойный уважения. Сейчас он учится на 4 курсе Московской духовной семинарии. Хочу, пусть с опозданием, извиниться за мое последнее к Вам письмо 1986 года. Я тогда начитался антисемитской «литературы», печально, точнее позорно «знаменитой» «Десионизации» Емельянова и т.п. мусора, везде с нездоровым азартом искал тайных масонов и сионистов, мировые заговоры и т.п. «Нашел» их и в повести «Волны гасят ветер», о чем Вам тогда с дурным азартом и дикими намеками написал. Получил достойный ответ (датирован Вами 03.06.1986), после чего моя переписка с Вами оборвалась. К счастью, я достаточно быстро избавился от этого дурмана, хватило ума. Простите меня за то письмо. Сейчас мне 53 года, в семье счастлив, работа интересная. Проработал 12 лет (с 1992 по 2004 годы) чиновником в муниципальных, областных, федеральных органах исполнительной власти на немаленьких (в масштабах г. Омска, конечно) должностях, взяток не брал, лицо не потерял. Ни в одной партии не состоял ни в советское, ни в постсоветское время. Хотя в конце 80-х и начале 90-х был увлеченным и достаточно активным демократом-романтиком. Даже депутатом Омского городского Совета т.н. «первого демократического созыва» побыл в 1990-1993 годах. Простите за длинное вступление, но очень хотелось выразить свое преклонение перед Вами и огромную благодарность Вам за все. Уверен, что книги АБС будут много-много лет читаться и перечитываться с удовольствием и благодарностью всеми НОРМАЛЬНЫМИ людьми. А вопрос у меня простой. Кого из ныне пишущих фантастику и публикующихся российских писателей Вы цените? Их сейчас развелось немерено, некоторые «сериальщики» столько пишут и печатаются, что полки в книжных магазинах ломаются. Процент халтуры, по-моему, не меньше, чем в советские времена. А настоящих, талантливых и в то же время честных, не продающихся, по-прежнему единицы.
Олег Лизгунов < lizgunov@mail.ru> Омск, Россия - 11/09/08 14:48:20 MSK
Уважаемый Олег Леонидович! Обычно я стараюсь избегать ответа на этот вопрос. Хороших, честных, вообще достойных писателей, пишущих фантастику, в нынешней России, слава богу, много – несколько десятков. И ежегодно выходят несколько десятков отличных книг фантастики, которые я обязательно прочитываю и Вам советую. Но составлять списки... перечислять... как-то особенно выделять... Честное слово, не хочется. Обязательно ведь кого-нибудь забуду, и получится неловко. Я Вам посоветую: просмотрите списки лауреатов премий «Странник», «Интерпресскон» и АБС-премии за последние пяток лет, – там Вы наверняка найдете все имена, которые я сам бы с удовольствием включил в список. Сведения о лауреатах Вы без труда найдете в И-нете.
Здравствуйте, Борис Натанович! Посмотрел недавно «Жидов города Питера» со Львом Дуровым, и у меня возник вопрос. А в какой момент своей жизни Вы осознали, что не являетесь больше человеком, готовым явиться по повестке с вещами на стадион (а я уверен, такой момент был), и какие события этому предшествовали? Здоровья Вам!
Алексей < alex197825@mail.ru> Снежинск, Россия - 11/09/08 14:48:45 MSK
Боюсь, тут все не так просто, как может показаться. По повестке с вещами я, может быть, и не пошел бы, но вот вопрос – почему? Увы, не из естественной гордости, к сожалению. И не потому, что хотел бы выразить так некий решительный протест. Я предпочел бы остаться дома по принципу «будь что будет». Как, помнится, мои родители решили, – жутким морозным днем января 1942, когда поезд, в который мы кое-как утром погрузились, так и простоял весь день, не сдвинувшись с места, и мы с проклятиями снова тащили наш жалкий скарб домой (благо, дом был недалеко от Финляндского вокзала), и ввалились обратно в свою выстуженную квартиру, и было сказано: «Все. Остаемся. И будь что будет». Это был отказ от борьбы с неодолимым. Есть еще и такая форма отношения к действительности: отказ от борьбы с неодолимым. В сказках, притчах, песнях, балладах и легендах эта форма отношения занимает самое непочетное место, но она – реальность, и ничего с этим не поделаешь. И иногда мне кажется, что в ней есть свое достоинство и свое гордое смирение.
Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович. 1) В наш век информационных технологий людям нужна разгрузка, скажем так, от мирской суеты. Отдых от работы, – проще говоря. Многие используют в качестве разгрузки компьютерные игры. Собственно вопрос: Как Вы относитесь к компьютерным играм (как к зомбированию людей или как интерактивному отдыху), в частности, к играм по мотивам ваших книг?
Антон < VinDichi@mail.ru> Щёлково, Россия - 11/09/08 14:49:13 MSK
Я писал об этом множество раз. Игры люблю и ценю, как вполне достойный вид развлечений. В игры по нашим книгам не играл никогда. Зомбирование – да, это реальность. Но в наше время из чего угодно можно сконструировать предмет зомбирования. Тебя зомбируют, а ты не зомбируйся!
2) Так как решился Вам написать, задам ещё несколько вопросов уже непосредственно относительно Вашего творчества. В Ваших книгах (по крайней мере, в тех, которые я читал) мне видится больше линия драмы, нежели фантастики. На первый план обычно ставится трагедия героя. А фантастика отходит на второй план «без объяснения». Например, суть Эксперимента в произведении «Град обречённый» или происхождение леса в «Улитке на склоне». Этот приём Вы использовали для того, чтобы дать читателям волю для фантазии, или не хотели «обременять» Ваши повести?
Антон < VinDichi@mail.ru> Щёлково, Россия - 11/09/08 14:49:26 MSK
Для нас фантастика – это, прежде всего, художественный прием, применяемый для того, чтобы поговорить о вещах совсем нефантастических – о судьбах, о людях, о горе, о ненависти, о добре, о счастье, в конце концов. Об истории. О власти. О смерти. Наша любимая фантастика – это всегда реальный мир, отягощенный Чудом. Из этого и исходите.
Уважаемый Борис Натанович, разрешите задать вопрос из разряда слегка заостренных. В ноябре (кажется) была передача на одном из российских телеканалов, где выступал один из любимейших наших юмористов, человек веселый, умный, обладающий большим жизненным опытом и, безусловно, фрондер. Но вот когда ему задали вопрос: о чем бы он спросил президента, будь такая возможность, – он ответил, что пригласил бы его, президента то есть, на свой предстоящий концерт. Пообещав при этом, что ничего такого неудобного для оного там не прозвучит. У меня был маленький, но неприятный шок. Словно меня обманули. Словно любовь поклонников оказалась... скажем так, неоправданной. Может ли (имеет ли право) публичный человек с громадным авторитетом, пользующийся по-настоящему всенародной любовью, и совершенно однозначной позицией к происходящему (что понятно из творчества) проявлять подобную гуттаперчевую гибкость? Лично у меня градус уважения к юмористу резко упал. Почему, собственно? Ведь я и сам как частное лицо поступил бы, наверно, так же. Но есть и разница. У меня нет такого авторитета, как у мэтра. Нет такой высокой репутации. Нет славы, общественного положения, обожания поклонников, даже материального состояния, если уж сравнивать. Его никто бы не тронул (да и за что – за несколько скептических, не критических даже, слов?). Но он «не посмел». Разве право на любовь масс (и – пользование ею) не предполагает и некоторых обязанностей перед этими массами? Просто по-человечески? Или можно найти оправдание всему что угодно?
А.Галиуллин Татарстан, Россия - 11/09/08 14:49:53 MSK
Во-первых, «найти оправдание», действительно, «можно всему что угодно». Вся история мировой пропаганды тому подтверждение. Но я, честно говоря, не увидел в приведенном Вами эпизоде какой-либо проблемы. Ну, сказал и сказал. Не слишком остроумно, да. Плосковато. Но зачем же такие выводы, далеко идущие, делать? А может быть, ему просто нравится этот президент? Безотносительно ко всему прочему? Бескорыстно? Ей-богу, не вижу здесь никакой «аморалки». Извините.
Уважаемый Борис Натанович, как Вы считате, на примере случая с Литвиненко, следует ли скрытно уничтожать предателей или их надо вывозить в Россию и казнить официально, с соблюдением условностей?
Юрий Маргодин < umgan154@yandex.ru> Россия - 11/09/08 14:50:20 MSK
Смертный приговор может вынести только независимый суд. Все прочее – в большей или меньшей степени расправа.
Уважаемый БН. Вопрос по ЖВМ. По тексту книги выходит, что Абалкина хотели не просто отдалить от Земли, а именно убить, – хотя и чужими руками. Ему дали крайне опасную работу, к которой он не имел ни малейшей склонности. Это отмечает даже Максим (тут уже пахнет человеческими смертями). То есть Сикорски с соглашения мирового совета направил Льва на верную гибель. И то, что он выжил, скорее, случайность. Вот доктор Гоаннек подтвердит.
Dima < Ben6100@mail.ru> Moskva, Россия - 11/09/08 14:50:37 MSK
Это ОЧЕНЬ вольная трактовка событий. И первый же вопрос: зачем? Кому из 10 млрд жителей Земли нужна была смерть Абалкина? Пока не ответите, цена вашим умопостроениям невелика есть.
И еще по ЖВМ. Или, скорее, о всем Мире Полудня. Этот мир представляется миром тотальной свободы и творчества. И вдруг – всемогущая комиссия по распределениям. То есть, если я, например, хочу быть художником, а всезнайка учитель решил, что я скорее пастух ламантинов, – то пиши пропало. Понятно, в случае с Абалкиным у них были особые инструкции, но все же, – если человек не согласен, какое право они имеют давить?
Dima < ben6100@mail.ru> Москва, Россия - 11/09/08 14:50:40 MSK
А откуда Вы, собственно, взяли, что «они будут давить»? Даже в случае с Абалкиным НИКАКОГО давления не было, – было убеждение, было уговаривание, самое доказательное втолковывание, – соблазнение, в конце концов. А если Вы так уж хотите быть художником, то «всезнайка учитель» (за спиной которого вся мощь Высокой теории воспитания), скажет Вам: «Да ради бога! Толку от из этого не получится, но – попробуйте. Бывали случаи... А если что, – я всегда с Вами и готов помочь». Дикие у Вас какие-то представления о Мире Полудня ::))
Вопрос о России. Как Вы объясняете склонность большинства гр-н России во власти уважать лишь силу и придавать ей чуть ли не мистическое значение? А также ненавидеть тех, кто ратует за свободу личности, а во власти видит только административную систему (как во всех развитых странах). Может, это и есть особый путь России?
Ben < di-mash@mail.ru> Rehevot, Россия - 11/09/08 14:51:07 MSK
Никакого «особого пути России» не существует. Но есть специфический менталитет, сложившийся у нации на протяжении 800-летнего, почти непрерывного рабства. Мы – страна задержавшегося феодализма. Отсюда наша любовь к жесткой руке, наша склонность все решения передоверять начальству, служить там, где следовало бы работать, угождать начальству, вместо того, чтобы положиться на себя. Постфеодальный менталитет. явление широчайшего охвата, я не перечислил и сотой части ее элементов. Все, что сидит в нас от холопа, – все это оттуда, из глубин веков. Оно определяет ту Равнодействующую миллионов воль, о которой писал Толстой, и которая, по сути, и есть ход истории.
Уважаемый г-н Стругацкий! Извините за немного неприличный вопрос. В книгах из цикла Полудня (да и в большинстве других) Вы следуете печально-лживой формуле «Секса-у-нас-нет». Вопрос – здесь виновата цензура или Вам просто неудобно было об этом писать? Как Вам виделась интимная жизнь людей будущего? Мне кажется, что в таком обществе произойдет процесс полного избавления от комплексов и вследствие этого – небывалая раскрепощенность.
Ben < di-mash@mail.ru> Rehovot, Israel - 11/09/08 14:51:23 MSK
Писать о сексе вдвоем, сидя нос к носу, соревнуясь в деталях интимностей, – есть в этом что-то от пресловутой групповухи. Это – на любителя. Мы попробовали пару раз, нам не понравилось, и мы стали предельно сдержанны в соответствующих сценах. Что же касается «секса в Мире полудня» по существу, то я не думаю, чтобы там имела место какая-то особенная раскрепощенность. Вообще, все рекорды в этой области побиты еще в незапамятные времена греко-римских сатурналий. Это все – занятия для бездельников, которым абсолютно нечем занять себя целыми днями (ночами). А Мир полудня населен людьми, нацеленными на творческий труд, любовь для них – «кратковременное безумие», а (естественные) приступы похоти вряд ли способны их захватить так уж надолго и сколько-нибудь всерьез.
Дорогой г-н Стругацкий! Читали ли Вы роман Вайнеров «Евангелие от палача» и какого Вы о нем мнения?
Ben < di-mash@nail.ru> Rehovot, Israel - 11/09/08 14:51:52 MSK
Читал и с большим удовольствием. Сильная вещь! Надо бы перечитать.
Уважаемый г-н Стругацкий! Вопрос по ПП. Что за Великий Страх, Малый Страх и страх Страха?
Ben < di-mqsh@mail.ru> Россия - 11/09/08 14:52:22 MSK
На усмотрение читателя. Это – у каждого свое и у каждого по-своему.
|