Аркадий и Борис Стругацкие

Карта страницы
   Поиск
Творчество:
          Книги
          Переводы
          Аудио
          Суета
Публицистика:
          Off-line интервью
          Публицистика АБС
          Критика
          Группа "Людены"
          Конкурсы
          ВЕБ-форум
          Гостевая книга
Видеоряд:
          Фотографии
          Иллюстрации
          Обложки
          Экранизации
Справочник:
          Жизнь и творчество
          Аркадий Стругацкий
          Борис Стругацкий
          АБС-Метамир
          Библиография
          АБС в Интернете
          Голосования
          Большое спасибо
          Награды

OFF-LINE ИНТЕРВЬЮ

 

 

OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким
Май 2012


Задать свой вопрос | Архив интервью | Любимые книги | Чат с БНС на сайте "Компьютерры"


Уважаемый Борис Натанович!
       Огромное спасибо за Ваш ответ про сонет Цурена! И ещё немного о нём же, если можно. Вот тут:
       http://termitnik.dp.ua/poem/140173/
       размещён ещё один вариант сонета со следующим кратким предисловием:
       Было в своё время на филфаке ЛГУ такое вступительное задание: продолжить сонет Цурэна. Всё, что о нём известно: «Румата навсегда запомнил его, иссиня-бледного от пьянства, как он стоит, вцепившись тонкими руками в ванты, на палубе уходящего корабля и звонким, молодым голосом выкрикивает свой прощальный сонет «Как лист увядший падает на душу». Аркадий и Борис Стругацкие. «Трудно быть богом».
       Известно ли Вам что-нибудь об существовании в Вашей alma mater такого вступительного задания?

Илья Юдин
Нью-Йорк, США - 05/08/12 12:25:48 MSK

       Нет, Илья. Никогда об этом не слышал. Спасибо за информацию.


Уважаемый Борис Натанович, как Вы считаете, зло следует ненавидеть и осуждать, или же следует противодействовать злу, но по возможности бесстрастно?

Дмитрий Поливайко <dmitry.polivaiko@gmail.com>
Минск, Беларусь - 05/08/12 12:26:04 MSK

       На мой взляд, главное – злу противодействовать. А будете вы при этом холодны или страстны, – несущественно. В конце концов, это зависит от вашего темпераметра и никого не касается.


Добрый День, уважаемый Борис Натанович!
       У меня к Вам пара вопросов:
       1) Я не уверен, увлекаетесь ли Вы телевизионными сериалами, но мне очень интересно, смотрели ли Вы когда-нибудь сериал «Вавилон 5»? Какие у Вас остались от него впечатления? Я сам недавно взялся посмотреть его и остался очень доволен. Некоторые события, несмотря на «фантастическое» окружение, понравились мне своей жизненностью, например, события, связанные с президентом, и восстание на Земле при просмотре вызвали у меня такие же ощущения, что были в период выборов (а особенно – после) в Госдуму.

Гусев Александр <gusev1989@mail.ru>
Москва, Россия - 05/08/12 12:26:15 MSK

       Не знаю. Не видел. Я вообще редко редко смотрю ТВ, а уж сериалы, по-моему, не смотрю совсем.


2) 10 лет назад Вам уже задавали подобный вопрос – читали ли Вы Терри Пратчетта? Некоторые его произведения отдаленно по духу напоминают «Понедельник» (особенно с участием «незримого университета»).

Гусев Александр <gusev1989@mail.ru>
Москва, Россия - 05/08/12 12:26:41 MSK

       Не помню. Боюсь, что не читал. Хотя имя мне кажется знакомым. Что же до «Понедельника», то он задуман был в конце 50-х и, по-моему, не был вдохновлен никем и ничем. Просто нам, помнится, очень хотелось доказать (кому? всем!), что фантастика может быть и про магов, и про ведьм, и про змей-горынычей. В тогдашней России эта мысль казалась новой, свежей и чертовски привлекательной.


Кому из Вас пришла в голову мысль о ридерах?

MAX
Россия - 05/08/12 12:27:08 MSK

       Но ведь ридеры это всего лишь телепаты, и не более того. В начале 60-х полно было разговоров о телепатии, телекинезе и прочих «антинаучностях». Дирекции Детгиза очень не хотелось, чтобы ее обвинили в популяризации лже-науки, и нас попросили заменить «телепатов» каким-нибудь другим «научно-фантастическим» термином. Что мы и сделали без какого-либо внутреннего протеста. Кто из нас предложил само слово «ридер», я уже, конечно, не помню, но мне почему-то кажется, что это был АН.


Здравствуйте!
       1. Некоторые утверждают, что все Ваши произведения пронизаны неприятием сов. власти. Так ли это?

Вера <aba-vera@ya.ru>
СПб, Россия - 05/08/12 12:27:14 MSK

       Точнее сказать, они «пронизаны неприятием тоталитаризма и бюрократии». Но поскольку СССР являл собою подлинное торжество тоталитаризма и бюрократии, такие наши повести, как «Улитка на склоне», «Сказка о Тройке» и даже «Обитаемый остров» воспринимались особенно ретивыми идеологами режима именно как «антисоветские».


2. Вы скучаете по СССР или по каким-то моментам советской жизни?

Вера <aba-vera@ya.ru>
СПб, Россия - 05/08/12 12:27:33 MSK

       Собственно по СССР (который был подлинной Империей лжи) я не скучаю никогда. Но скучаю по тем временам, когда все были молоды и здоровы, когда работалось легко и прекрасно, когда все мы надеялись на перемены и ждали, что «разум победит».


В дополнение в предыдущему вопросу:
       Высказывается ли в романе «Понедельник начинается в субботу» какое-либо неприятие советской власти с Вашей стороны? Есть ли там такой подтекст?

Вера <aba-vera@ya.ru>
Россия - 05/08/12 12:27:57 MSK

       Конечно, нет. «Понедельник» – это по сути веселый капустник, взрыв иронии по поводу псевдоученых в смеси с восторгами относительно ученых подлинных. Вот продолжение «Понедельника» («Сказка о Тройке») – там да, имеет место издевательство над советской бюрократией во всей ее красе. Власть, разумеется, это без внимания не оставила: альманах «Ангара» (где была «Тройка» напечатана) подвергли идеологическим истязаниям, главреду залепили «строгача с занесенем», а авторов взяли на мушку и держали под прицелом аж до начала 80-х.


В дни кампании по борьбе с «оранжевой чумой» г. Проханов опубликовал пастквиль С.Кургиняна на АБС.
       Хочу спросить, как Вы относитесь к Проханову (Кургинян не интересует), знакомы ли? И более обще, как Вы относитесь к художнику, мировоззрение которого диаметрально отличается от Вашего?

Дмитрий <orangetree@ya.ru>
Москва, Россия - 05/08/12 12:28:14 MSK

       Видимо, это хороший писатель. Плохому «Русского бестселлера» не дали бы. Мне его почитать как-то не довелось. Не хватает любопытства, видимо. Уж больно ужасно его мировоззрение. Я довольно регулярно слушаю его по «Эху Москвы», и безусловно отдаю должное его артистичности, остроумию и чувству вкуса. Это – великолепный пример и образец известного парадокса: гений и злодейство-таки совместны! Конечно, он не гений, и не злодей, «он просто – так думает». Он безусловно раздражает и злит, но! Как может явно неглупый и явно талантливый человек быть «державником» и откровенным сталинистом – в наше время, после отвратительных «подвигов» тоталитаризма времен советской империи, после бешенства цензуры, после океана лжи, 70 лет заливавшего страну? Это – загадка. Это уму непостижимо!


В «Граде обреченном» в эпизоде внутри Красного здания шахматной партии Андрея Воронина со Сталиным (или с призраком Сталина?) в качестве шахматных фигур опознаются Троцкий с его убийцей Меркадером, Тухачевский и Буденный. Неужели только они или кто-то еще из исторических лиц того времени? М кто там всё время произносит фразу «Четыре рюмки кюрасо и аняняс!»? Почему именно аняняс, а не ананас, какой смысл в этом искажении слова? К кому обращается произносящий – официанта подзывает или что? Какой вообще смысл вкладывался авторами в эту реплику?

Олег Градов
Новостругацк, Абээсия - 05/08/12 12:28:19 MSK

       Собственно, насколько я помню, там призрачно присутствует весь «сброд тонкошеих вождей», только не опознаются они сколько-нибудь однозначно. Что же касается «аняняса», то это призрак из совсем другой действительности, – из анекдота, ходившего в 50-е годы и очень нас (и Андрея) тогда смешившего: «Жогж, я чегтовски пгоголодался! Вели подать гюмку кюгасо и аняняс!» Почему Андрею вспоминается именно эта чушь, а не что-нибудь более «существенное», объяснить невозможно. «Бред взбудораженной совести». Можно ли объяснить бред?


Добрый день! Каким образом женщины в Вашей жизни повлияли на творчество? Привожу Вашу цитату: Женщина – последняя линяя обороны мужчины, последняя надежда, ULTIMA RATIO – «последний довод». Вопрос интересен мне, потому как прочёл где-то, что не будь у американского Стивена Кинга такой жены, он бы бросил литературу, ещё ничего фактически не сделав.

Иван <ivan12345@mail.ru>
Москва, Россия - 05/08/12 12:28:25 MSK

       Не могу сказать, что без наших любимых женщин (без мамы и без обеих наших жен) АБС «бросили бы литературу, ничего не сделав». Но что им было бы на порядок труднее жить и работать, это непреложный факт. К счастью, никогда жизнь не загоняла нас в состояние ULTIMA RATIO, но сознание (ощущение), что случись такое, будет куда отступать и будет на кого надеяться, сознание это присутствовало всегда. Оно и сейчас у меня есть, это сознание. Другой вопрос, что успешный творческий процесс – это такая штука, которая не зависит НИ ОТ ЧЕГО и НИ ОТ КОГО. Религиозный человек сказал бы, что творчество – это разговор с Богом. А когда разговариваешь с Богом, все остальное перестает быть существенным. Атеисту (как всегда) сложнее. Он должен строить некую логически непротиворечивую схему превращения «таланта» (что такое талант?) в новые духовные ценности, обладающие качеством уникальности. Это превращение может, разумеется, зависеть от всего на свете, но в конце работы оказывается почему-то, что продукт никак ни с чем сколько-нибудь серьезным не связан, а стоит (как на гордой скале) на каком-нибудь пустяке, вроде ни с чем не сообразной стихотворной строчки из утреннего сна. И ни любимой женщины не оказывается в фундаменте уникального творческого продукта, ни злейшего твоего врага (казалось бы, занимающего ВСЕ твои мысли), а только тот самый невнятный «сор», о котором писала Ахматова. Потому что – талант. Потому что – дан от рождения и работает, «и день и ночь, и день и ночь». Я верю, что Стивен Кинг любит свою жену (и хорошо понимаю его), но я точно знаю, что он – обладатель таланта уникального выдумщика, и все, что он сделал (и все, что еще сделает), это, прежде всего, и по сути – только, продукт превращения этого его таланта в новые тексты. А не будь этой славной женщины, тексты все равно были бы, но, может быть, не совсем такие и, наверняка, писать их автору было бы труднее.


Уважаемый Борис Натанович. Снова о неоднократно поднимавшемся тут вопросе энергетического кризиса и отката к диктатуре. Вопрос простой – почему Вы считаете, что кризис и падение уровня жизни наступят мгновенно? Нефть не закончится в одночасье, это будет долгий процесс, регулируемый силами свободного рынка. Начнут иссякать скважины, цены на нефть начнут подниматься, как следствие этого уровень жизни начнет падать (медленно и постепенно), а с другой стороны разработка альтернативных источников энергии станет экономически более выгодной. Собственно, этот процесс уже пошел – цены на нефть растут, как результат, экономичные машины становятся более популярными, уже почти стало выгодно разрабатывать нефтяные пески и венчурные фонды уже несколько лет активно вкладывают деньги в разработку альтернативных источников энергии. На данный момент нет особых оснований полагать, что кризис наступит мгновенно.

Саша Сироткин <demiurg@femtolinux.com>
Тель-Авив, Израиль - 05/08/12 12:28:55 MSK

       Вы оптимист. Я, впрочем, тоже. Мы различаемся только в вопросе о скорости «возвращения в век пара и электичества». На самом деле, кто из нас прав, неизвестно совсем. Слишком много факторов здесь могут сыграть важную роль. Как быстро на самом деле произойдет «обнуление» запасов углеводородов? Успеют ли подхватить упавшее знамя альтернативные источники? Хватит ли у них силенки это знамя удержать? По-моему, ни на один из этих вопросов никто с определенностью ответить сейчас не может. Я (интуитивно) склоняюсь к более пессимистическому варианту развития событий, – просто хотя бы уж потому, что оптимистический вариант не представляет собою «футурологического» интереса: это было бы просто повторение сегодняшнего дня в завтрашнем. (Оставляю в стороне интересный вопрос: а вообще-то – как долго сможет человечество поддерживать нынешние темпы «пожирания среды обитания»?) Но даже предполагая самый пессимистический вариант, я остаюсь оптимистом, потому что не верю ни в Апокалипсис, ни в Армагеддон, ни в сколько-нибудь длительную «эпоху тощих коров». Катастрофы не будет. И семи казней египетских не будет, И «чаша гнева» минет нас, по-моему, и «семь последних язв». Слишком мощную, слишком устойчивую, слишком «высокопассионарную» структуру мы образуем, чтобы вдруг разрушиться. Сгнить – пожалуй, но гниение растянется на тысячелетия. И никакой (уважающий себя) фантаст не рискнет даже представить себе, что может (и не может!) произойти за такую уйму времени. :))


Задать свой вопрос | Архив интервью | Любимые книги | Чат с БНС на сайте "Компьютерры"

Группа «Людены» ищет материалы, связанные с творчеством Стругацких


      Оставьте Ваши вопросы, комментарии и предложения.
      © "Русская фантастика", 1998-2012
      © Борис Стругацкий, 2012
      © Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000
      © Алексей Андреев, графика, 2006
      Редактор: Владимир Борисов
      Верстка: Владимир Борисов
      Корректор: Владимир Дьяконов
      Страница создана в январе 1997. Статус официальной страницы получила летом 1999 года