Завтра мы улетаем к настоящим драконам.
Вначале неделя в Париже, с его Днем независимости 14 июля, встречей с нашим переводчиком Кристиной Зейтунян-Белоус, посещением издательства ALBIN MICHEL, где выходит наш роман "Варан", встреча с нашим другом Кристианом Фейгельсоном, киноведом, профессором Сорбонны - когда-то он был консультантом фильма "Правда и кино в СССР", который должен был сниматься в Париже:
А потом Бали и остров Комодо, где и обитают гигантские вараны (кстати, если кто не читал наш роман - то он никакого отношения к этим дивным существам не имеет. Просто так назвали главного героя, и мы даже сами не ведаем, почему). Конечно, нас там ждут рифы, гигантские черепахи, акулы и тропические рыбки - но и сухопутные драконы. Какие ж это вараны? А летающего дракона я видел в Новой Зеландии - недавно об этом написала Марина для журнала "ELLE" (июль, 2008, с фотографиями). Написала так (приводится в авторской редакции):
Это лето наступило: зимой! Под Новый 2007 год мы улетели из подмороженной Украины в Новую Зеландию, где в самом разгаре был курортный сезон. Мы - это мой муж Сергей и дочь Стаска, которой в ту пору было 11 лет. Муж значительно старше меня, но никто не дает ему его возраста - это вечный двигатель, который зовет и тянет нас в путешествия. А поскольку дочь во многом удалась в мужа, то единственный серьезный человек в этой компании - я.
Аотеароа, "Длинное Белое Облако" - так зовут на языке маори Новую Зеландию - сказочная страна. На этих равнинах, в этих горах, на берегах этих рек снимался "Властелин колец". Здесь, по воле режиссера Питера Джексона, заново возникло Средиземье, волшебный край, описанный Дж.Р.Р.Толкином. Там снимали потом и "Кинг-Конга", и "Хроники Нарнии", и еще снимут множество фильмов, потому что красоту Новой Зеландии не испортить никакими спецэффектами. Не случайно в тамошнем правительстве даже назначен министр по делам Средиземья! Для каждого писателя-фантаста путешествие в Новую Зеландию - нечто вроде паломничества в обетованный край. Нынче там три государственных языка - английский, маори и язык глухонемых; не удивлюсь, если появится и четвертый, эльфийский.
Сама по себе Новая Зеландия - это два острова, вытянувшихся узкой грядой от Южного полюса к экватору. Путешествуя на самолете и беря напрокат машину, мы за один зимний-летний месяц побывали в разных точках Длинного Белого Облака. Но самое яркое впечатление, незабываемое приключение нас ожидало в заливе Милфорд Саунд. Мы отправились в ночной круиз по этому заповедному фиорду и поняли, почему по разным рейтингам он считается самым красивым местом Новой Зеландии, а Киплинг назвал его восьмым чудом света.
Здесь над водной гладью возвышаются высочайшие в мире прибрежные скалы. Нас окружал тропический лес мезозойской эры - папоротники и хвощи в человеческий рост, на огромных деревьях растут немыслимые плоды, бегают большие ящерицы, а на скалах греются пингвины и морские львы. С одной стороны снегопады, накрывающие горы, с другой - теплые воды, которые уже миллионы лет питают лес. Тысячи водопадов, крики чаек, первозданная тишина и дыхание вечности.
Конечно, мой сумасшедший муж-дайвер, едва дождавшись остановки корабля, с радостным криком принялся плавать и нырять, чем очень удивил морских котиков. Он уверял потом, что вода в заливе похожа на чай. В самом деле, пресная вода, стекая с заснеженных вершин через папоротники в океан, приобретает свойства чая, хоть и ледяного. Зато если нырнуть вглубь, то там уже соленый океан куда теплее. Светило солнце, сверкал белым куполом величественный Митре Пик - голова кругом от счастья:
Но самое интересное случилось ночью. Взошла луна, и запели ночные птицы: они издают мелодичные писки в терцию, и кажется, что в темных зарослях настраивается маленький робкий оркестр. Весь корабль уснул, один лишь Сережа остался на палубе, вдыхая таинство ночи. И тут к нему прилетел: дракон. Плавно спустился к океанской глади, сделал круг, взглянув прямо в глаза супругу, а потом беззвучно скользнул в сень скал и скрылся в каких-то пещерах. Сережа детально описывал, как сверкала его чешуя, каким мудрым и печальным был взгляд. И почему-то у дракона было четыре головы.
За 15 лет нашей супружеской жизни Сережа меня ни разу не обманывал. И я вот думаю - что ж это было? Эйфорическая иллюзия? Действие двух бутылок сухого вина? Или действительно он видел дракона?
Из событий, которые нам запомнились в последние два месяца - это прежде всего "Евроскон-2008" в Москве, собравший около тысячи участников со многих стран мира. О нем уже много написано, не будем повторяться. Мы там проводили мастер-класс. Anton Golubchik выложил в сети видеосъемку этого события: http://golubchikav.livejournal.com/456257.html
Кроме того, была встреча, посвященная кино. Спасибо всем за интересные вопросы и теплую дружескую атмосферу!
Благодарны всем, кто голосовал за нас на "Страннике-2008" - наш роман "Vita nostra" как лучший роман года получил премии "Золотой Роскон", "SIGMA-F", и даже Премию Премий как лучший фантастический роман начала XXI века.
В целом же скажем - "Евроскон" удался! Настоящий праздник общения, дружбы и взаимопонимания.
В июне нас пригласили принять участие в кинофестивале "Кинотавр" в Сочи, куда мы и отправились втроем, со Стаской. Это было замечательно. Мы посмотрели все фильмы конкурсной программы, были на всех пресс-конференциях, питчингах. Участвовали и в презентации "Обитаемого острова". (http://blogs.privet.ru/community/yana_052++++/44025786):
Презентация кинопроекта "Обитаемый остров" на 75-м Российском Международном Кинорынке в Сочи (4-11 июня 2008) состоялась в понедельник 9 июня 2008 года.
Она стала центральным событием деловой жизни "Кинотавра" и вызвала небывалый интерес среди участников Фестиваля и представителей СМИ. Гости презентации были первыми зрителями, получившими возможность увидеть несколько полноценных эпизодов фильма.
Двое суток на пляже гостиницы "Жемчужина" монтировался огромный кинотеатр, ставший на один вечер миром планеты Саракш. Возведенные павильоны были поделены на несколько декорационных зон: "Кабинет Великих Отцов", "Лабораторию Странника" и "Улицы города". Гостей встречали гвардейцы Империи - их костюмы (обмундирование и оружие) прибыли со склада киностудии из Петербурга в сопровождении костюмеров, работавших над фильмом. Основное действие разворачивалось в просмотровой зоне. Перед собравшейся публикой выступили продюсер "Обитаемого острова" Александр Роднянский и режиссер Федор Бондарчук.
"В известном смысле, мы являемся заложниками и масштаба проекта, и качества замечательных книг братьев Стругацких. В них, по словам Бориса Натановича Стругацкого, есть все, что может сделать "забойнейшим" этот фильм: головокружительный захватывающий сюжет, острая социальная идея и полноценные объемные характеры, - сказал Александр Роднянский, открывая вечер. - Даже по демонстрируемым материалам понятны масштабы производства и объемы бюджета. Хотя, лично я не принадлежу к тем, кто считает необходимым уповать на силу финансовых показателей. Всем понятно, что судьба кино и реакция аудитории зависят не только и не столько от вложенных денег, но в большей степени от труда и таланта съемочной группы во главе с Федором Бондарчуком".
Собравшиеся в этот вечер на презентации в Сочи смогли составить представление о беспрецедентных масштабах проекта по нескольким фрагментам с символическими названиями "Власть", "Герой" и "Война". Эти главы представили зрителям нескольких героев "Обитаемого Остова" и фантастический мир планеты Саракш. Большая часть материала и персонажей фильма остались пока за кадром. "Нам предстоит огромное количество времени потратить на постпродакшн. Картина в монтаже уже сейчас, но поскольку она выходит в прокат под Новый год, то все это время, каждый день около 200 человек будут работать над проектом", - сказал режиссер Федор Бондарчук перед показом. После демонстрации фрагментов фильма аудитории был презентован новый трейлер, который появится в кинотеатрах страны в сентябре этого года.
"Мы никогда не ожидали снисходительности от собственной аудитории, - добавил Александр Роднянский, говоря о технологическом уровне картины. - Если эта аудитория уже видела "Матрицу", "Властелина колец" и многое из того, что имеет отношение к нашему жанру, то мы не имеем права делать хуже. Это для нас очень важно. Именно поэтому в проект были вложены такие ресурсы, силы, энергия и производственные возможности".
Вместе с Александром Роднянским и Федором Бондарчуком презентовать "Обитаемый остров" в Сочи прилетели продюсер Сергей Мелькумов, сценаристы Марина и Сергей Дяченко, а также актеры Анна Михалкова и Сергей Гармаш.
По окончании официальной части гости и участники презентации имели возможность послушать группу "Моральный кодекс", лидер которой - Сергей Мазаев сыграл в фильме роль одного из Неизвестных Отцов, - и прикоснуться к атмосфере "Обитаемого Острова", побывав на условной планете Саракш.
Из фестивальной программы нам более всего запомнился фильм "Юрьев день" сценариста Юрия Арабова режиссера Кирилла Серебрянникова. Увы, картина не получила Гран-при, а мы за нее так болели! И не только потому, что мы дружны с Юрой Арабовым - это очень сильная притча о глубинных истоках человечности, сострадания. Я всегда стремился понять то, что движет юродивыми - они ведь бывают не только шутами, но и святыми. У главной героини есть эти черты. Вот, например, что говорил Арабов в одном из интервью (http://www.ctc-tv.ru/kinotavr/tag/%D0%AE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2-%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C/):
Опубликовано 2008-06-14, автор: admin.
Рубрики: Блог Кинотавра.
Она - известная на весь мир оперная певица. Перед тем, как уехать в Австрию, решает повезти своего сына на историческую родину, в город Юрьев, чтобы он увидел настоящую русскую жизнь. В тихом городке ее сын неожиданно пропадает. Женщина в панике начинает его поиски. Эту историю классик российской драматургии Юрий Арабов написал давно, а в основу сценария легли еще детские впечатления.
- У меня с детства фобия что близкий человек пропадет и я его не найду. Это один из сюжетов, который вращается в моей голове. Это был первоначальный замысел, он у меня несколько лет существовал в голове, и потом я это все переделал, немножко отстранился от личностного момента и от личностных фобий и маний. Я сделал ситуацию героини-женщины, у которой пропадает сын, и что из этого получается:
Долгое время сценарий лежал в столе - найти режиссера, который смог бы экранизировать эту историю, Юрию Арабову не удавалось. Она представлялась режиссерам слишком мрачной и пессимистичной. Но неожиданно сценаристу предложил сотрудничество Кирилл Серебренников.
- Вдруг раздается звонок из Амстердама, взволнованный Кирилл говорит, что я буду это делать, как-то его это возбудило, как он сам говорит.
Пейзажи города Юрьева Арабов списывал с натуры - под Юрьевым у него дом. Мрачную реальность в фильме решили усугубить еще больше - оператор Олег Лукичев, приглушая цвета, добивается нужной режиссеру атмосферы. Серость, невзрачность и ирреальные туманы затягивают главную героиню и вырваться ей уже не удается. Маленький городок превращается в настоящий бермудский треугольник.
В главной роли - актриса петербургского Малого драматического театра Ксения Раппопорт. Обладательница премии итальянской киноакадемии сниматься у Серебренникова согласилась не раздумывая. Ее сына, двадцатилетнего Андрея, сыграл Роман Шмаков, который не так давно дебютировал в Индиго. В фильме мать и сын все время ругаются, а вот на съемочной площадке актеры без труда нашли общий язык.
- Она со мной общалась как с профессионалом. Но я это все понимаю, потому что опыт у меня театральный давно уже есть, такой не маленький, с 11 лет в театре, в "Норд-Осте" работал с 11 лет, и для меня слово такое как бы профессиональный детский актер оно не новое как бы:
Сергей Сосновский, сыгравший следователя попал на съемки прямо с репетиции спектакля Кирилла Серебренникова "Человек-Подушка", где у него тоже роль человека в форме.
- Кирилл мне сказал, что "Сергей Валентинович, вы вот в следующем проекте у меня будете заняты! Он не говорил, что: он просто сказал, что "Вы у меня будете заняты!": я ходил, я стеснялся у него спросить, почитать сценарий, что-то такое, и вообще, как-то, так оберегал, чтобы не спугнуть его решение, "не дай бог" - думаю
В фильме герой Сосновского цитирует Гегеля, а все его тело разукрашено бандитскими татуировками. Местные жители под водку рассуждают о смысле жизни. Здесь вообще много противоречий и парадоксов. На фоне типичной советской действительности то и дело мелькают древнерусские храмы, а на местном рынке торгуют запчастями краденых автомобилей.
Дни сливаются в один огромный нескончаемый Юрьев День. В этом странном месте и происходит превращение оперной дивы в поломойку.
Фантасмагорическая история превращения - это не просто провокация, любовь к которым обычно приписывают Кириллу Серебренникову. Здесь скрываются и более глубокие смыслы, уверяют создатели фильма. Вместе с новой жизнью героиня обретает и душу, потерянную среди бесконечных гастролей и славы. Она становится матерью другого человека, который сидит в тюрьме, и она становится матерью, моя полы в больнице, она становится матерью всем болящим, которые лежат в больнице:
Еще два слова о кинофестивале. Нам очень понравилось! Это не только море, солнце, но и интересные встречи, люди, фильмы. Работа, общение, отдых - замечательный опыт.
О ЛИТЕРАТУРНЫХ НОВОСТЯХ.
В августе в журнале "Если" выйдет наша новая повесть "Слово погибели №5", а осенью, как мы уже писали, ожидаем выхода нашего последнего романа "У зла нет власти" - на украинском и русском языках. Также осенью должна состоятся презентация новой книжной серии "Украинская мастерская фантастики", где мы являемся художественными руководителями. Там очень интересное оформление, графика: Ждем.
В Польше вышли два наших романа - "Ритуал" и "Vita nostra". Рассматривается вопрос о выходе "Vita nostra".в Германии, Франции и других странах.
В заключение - позвольте предложить новый фрагмент романа "У зла нет власти", продолжающий выложенный на страничке прежде. На страничке также обновлена библиография.
Марина и Сергей Дяченко
У ЗЛА НЕТ ВЛАСТИ
Роман
(продолжение)
* * *
Верить некроманту нельзя, даже если он говорит правду.
За десять дней в лагере я успела отвыкнуть от собственного дома. Комната показалась меньше, кухня, наоборот, больше; братья подросли и даже, кажется, поумнели. Привычный мир обступил меня, будто желая отвлечь, развеять, вытеснить у меня из головы все мысли о Максимилиане и Королевстве.
Что там говорил этот бледный сморчок?
"Идет нашествие Саранчи, это такие пустынные варвары. Их сотни тысяч, они сравняют все с землей и камня на камне не оставят:"
Волшебному Королевству время от времени приходится за себя постоять. Людоеды, пираты: разбойники: враги. На то в Королевстве есть воины, есть стражники, есть маги дороги: и король Оберон, великий волшебник, умеющий летать и ходить между мирами. С ним ничего не страшно, любые враги разбегаются от одного его имени. Пусть в самом деле идет Саранча - Оберон что-нибудь придумает:
"Он отлучился по личному делу".
Нет у Оберона никаких личных дел! Когда Королевству грозит опасность - Оберон не может его оставить! Это просто невозможно!
Врал некромант, врал. Вот только зачем? Зачем ему пробираться в наш мир, искать меня, устраивать весь этот цирк? Только затем, чтобы поиздеваться?!
Я вяло разбирала чемодан, прислушиваясь к воплям братьев, играющих на балконе в настольный хоккей. Вдруг наткнулась на железный браслет, которому завидовали все девчонки в лагере. Браслет подарила мне Стелла; как я могла о ней забыть?!
Стелла и Саша поженились в мае, и Саша чуть не провалил весеннюю сессию. Он студент авиационного института, закончил третий курс; родители сперва не очень-то радовались его "реактивной" женитьбе, но Стелла им так понравилась, что они приняли ее, как родную дочку.
Я босиком прошлепала в коридор, сняла телефонную трубку и набрала номер по памяти.
- Добрый день, можно Стеллу? Это ее знакомая:
- Добрый день: Стеллочка, тебя к телефону!
Я услышала далекие веселые голоса и звон посуды. У Саши очень добрые, простые родители; они понятия не имеют, что их невестка - сказочная принцесса из Королевства, а сын - подмененный в младенчестве принц. Это не мешает им жить дружно и счастливо в трехкомнатной квартире.
- Алло, - сказала Стелла. Трудно представить, что еще недавно она понятия не имела, что такое телефон.
- Привет, это я, Лена, - пробормотала я, на всякий случай прикрывая трубку ладонью. Петька и Димка совсем уж расшумелись на балконе.
- Привет! - Стелла обрадовалась. - А мы были на море! Знаешь, там пароходы на электрических моторах!
- Ага, - сказала я. - Здорово: Скажи, из Королевства нет вестей?
- А еще там маленький замок над обрывом, совсем маленький, но настоящий, а под ним: Из Королевства?
- Ну да.
- Ну: Его Величество звонил на прошлой неделе. Просил передать тебе привет. Я тебе перезванивала несколько раз, но тебя не было дома. А мобильный не отвечал:
Мобильный не отвечал.
Ну разумеется. Пока я сидела по горло в теплой воде, пока загорала на травке, слушая ленивый звон колокольчика, мобильник в сейфе у начальника лагеря лежал отключенный:
- Лена? Ты слушаешь? Его величество хотел с тобой поговорить, но твоя мама сказала, что ты отдыхаешь.
Оберон хотел со мной поговорить:
- Лена? Ты чего молчишь?
- В Королевстве что-то случилось?
- Нет, что ты. У них все в порядке.
У них все было в порядке на прошлой неделе. По меркам Королевства -несколько месяцев назад.
- Понятно, - я проглотила горькую слюну. - Спасибо, Стелла.
- Лена, ты расстроилась, что ли? Он еще перезвонит!
- Конечно, - сказала я очень глухо. - Перезвонит: Будь здорова, Стелла. Привет Саше.
Глава вторая
ПЛОХИЕ НОВОСТИ
Оберон не оставил мне телефонного номера. Никакого способа, чтобы с ним связаться в случае надобности. Хотя великий маг, и ходит между мирами, как я из кухни в ванную: Ядовитые слова Максимилиана засели во мне, будто ржавый гвоздь.
Некромантам верить нельзя!
А что делать, если Максимилиан не соврал? А вдруг Королевство в самом деле окружено врагами, а Оберона почему-то нет на месте?!
Он сказал: "Саранча в трех переходах от столицы:" Значит, пока мама орала на начальника, пока машина катилась от лагеря к дому, пока я говорила со Стеллой: В Королевстве время идет быстрее: За эти несколько часов, наверное, столица уже пала, орда пустынных варваров раскатала ее по бревнышку, и остались только камни и пыль. Все пропало, Королевства больше нет!
В какой-то момент мне сделалось так пусто и тоскливо, как бывало всего несколько раз в жизни. Ни о чем больше не думая, я отправилась на кухню. Что-то кричали Петька и Димка - я их не слышала:
Щелкнул выключателем электрический чайник. Я вдруг вспомнила: Максимилиан! Когда маг переходит из одного мира в другой, в его родном мире время замирает. Если Максимилиан еще здесь, у нас, - в Королевстве застыли мошки на лету, замерли реки и ветер, и следующее мгновение все никак не наступает:
А значит, есть шанс.
Зазвонил телефон. Я кинулась к нему в полной уверенности, что это некромант. Разумеется, ему верить нельзя, но:
- Алло! Ленка?
Веселый хрипловатый голос в трубке. Ритка, подружка и одноклассница.
- Мне Макс звонил! Что там у тебя за история с полоумным опером?
- Да так, - промямлила я.
- Слушай, я сейчас в парк иду! Пошли со мной, а?
Зажав телефон плечом, я подошла к окну на кухне. Солнце, склоняясь, из жгучего превращалось в ласковое, и до темноты было еще далеко. На всех скамейках сидели парочки, малыши облепили детскую площадку, как муравьи - медовый торт.
- В парк? Э-э-э: Знаешь, у меня как-то: надо чемодан разбирать, стирка:
- Брось! Убежит твой чемодан за пару часов?
Разумеется, можно никуда не ходить, весь вечер сидеть дома и горевать о Королевстве, гадать, соврал некромант или нет. Можно постучать головой о стенку - авось решение найдется само. Можно еще раз позвонить Стелле: Если она не ушла куда-нибудь в кино со своим драгоценным Сашей.
- Лена? Ты заснула?
- Нет, - я прокашлялась. - В парк, говоришь?
* * *
В парке было здорово, свежо, но я почти сразу пожалела, что дала себя уговорить. Ритке, видите ли, купили новый мобильник, она нащелкала сотню фотографий и взялась мне показывать все подряд. Ритка, ее брат, цветы, жуки на песке, какие-то незнакомые люди, опять Риткин брат - мне быстро все надоело, но сказать об этом я не решалась. Ритка болтала, делала круглые глаза, давала мне прослушать мелодии, просмотреть видео, которое она сама сняла - неплохие клипы, но очень уж длинные. Ритка объяснила, что в ее мобильнике стоит чип с дополнительной памятью, и можно снимать почти настоящий фильм:
В разгар Риткиных объяснений я вдруг услышала топот.
Они налетели сзади - два пацана лет по шестнадцати. Один свистнул мне прямо в лицо, а другой в это же время выхватил мобильник у Ритки из рук. Ритка закричала, в ее вопле было больше возмущения, чем страха, а грабители уже неслись дальше по аллее, и, как назло, никого больше рядом не было:
Мы, не сговариваясь, кинулись вдогонку. Добежали до места, где аллеи расходились веером, и остановились. Ритка плакала в голос. Какая-то женщина подошла спросить, что случилась; узнав, начала ругаться на чем свет стоит. Она видела, оказывается, этих бегущих парней, они перемахнули в конце аллеи через живую изгородь - и все, их уже и след простыл.
В парке темнело. Влюбленные целовались на лавочках, компании пили пиво, на нас смотрели с интересом и сочувствием, а помочь ничем не могли. Даже не пытались.
Мы сели на скамейку. Ритка ревела, не скрывая слез. Я сама чуть не плакала - было очень обидно и противно. Гадко на сердце от своей беззащитности.
Если бы в Королевстве кто-то посмел ограбить мою подругу! Там у меня есть посох, я умею убивать взглядом: наверное, умею, не пробовала. По крайней мере, оглушить врага мне по силам. А здесь: Я даже Ритку ничем утешить не могу. Какое может быть утешение?
В эту минуту на аллее появился еще один гуляющий. Несмотря на теплый вечер, он был весь в черном: черная рубашка с наглухо застегнутым воротом. Черные вельветовые брюки. Черные кроссовки. Он остановился напротив нашей скамейки и сделал вид, будто только что нас заметил. Церемонно поклонился, как танцор:
- Добрый вечер, девушки: Что случилось?
Я обмерла. Я, оказывается, очень ждала, чтобы он появился снова, и теперь страшно обрадовалась: и испугалась. Я теперь очень боялась его, проклятого Максимилиана.
- Мобильник отобрали, - сказала я как могла равнодушно. - У Риты.
Он сел рядом - с Риткиной стороны:
- А номер ты помнишь?
Номер был простой и стильный - Ритка им гордилась. Прежде, чем я успела вмешаться, она продиктовала Максимилиану десять цифр; он вытащил из кармана свой потрепанный телефон и, что-то непрерывно бормоча, стал нажимать кнопки.
Откуда у него телефон? Откуда он вообще знает, что такое мобильник?!
- Зачем? - я хотела промолчать, но не удержалась. - Они уже выключили трубку! В лучшем случае тебя пошлют:
- Куда? - заинтересовался Максимилиан.
- Объяснить?
- Не надо: Как говорил один человек, меня никто не может послать, это я посылаю: Как вы думаете - они в парке или уже сбежали?
Я открыла рот, чтобы сказать, что грабители не только сбежали, но и сдать успели телефон своему перекупщику. И в этот момент в глубине парка, за живой изгородью, заорали так, что мы с Риткой подпрыгнули.
Прохожие завертели головами. Многие испугались. Максимилиан тронул меня за плечо. Я обернулась и увидела парня, который летел по аллее, выпучив глаза, и орал не переставая. Он пытался сорвать с себя футболку, и на бегу разорвал ее почти надвое, а за ним несся второй: кажется, его тошнило. Они пробежали мимо нас, один врезался в столб, другой опрокинул урну и свалился сам, вскочил, и оба умчались, топоча и воя.
- Это они? - не веря себе, спросила Ритка. - Те самые: а что с ними?
Мы переглянулись с Максимилианом.
- У них проблемы, - кротко сказал некромант. - Злодеи наказаны, но телефона, увы, не вернуть. Лена, уже поздно: Не проводить ли вас домой, девушки?
* * *
Ритка вообще-то далеко не дура. Но, по-моему, она втрескалась в Максимилиана за те двадцать минут, что мы шли от парка до нашего двора. Забытым оказался даже мобильник: Максимилиан вешал Ритке лапшу, а она радостно принимала ее на благодарные уши, и сама что-то рассказывала, и даже, по-моему, цитировала какие-то стихи. На меня Максимилиан вообще не смотрел.
К счастью, во дворе нам встретилась Риткина мама. Она волновалась, потому что мобильник дочки не отвечал. Ритка принялась оправдываться, мать увела ее домой, ругая и сочувствуя одновременно. Мы остались с Максимилианом.
- Присядем? - он кивнул на скамейку перед подъездом. Памятная скамейка; на ней я разговаривала с Обероном, и он впервые рассказал мне о Королевстве. На ней встретила Гарольда, молодого королевского мага, когда тот пришел, в свою очередь, звать меня на помощь.
И вот теперь - Максимилиан.
- Что ты сделал: в парке?
- Превратил в клопа этот несчастный мобильник. В очень большого клопа. По весу и размеру - один к одному.
- Ты можешь превратить мобильник в клопа: Что еще ты можешь? Здесь, в нашем мире?
- Кое-что могу, - ему было приятно на меня смотреть, ему нравилось, как я борюсь со страхом. - Я ведь очень серьезный маг, Ленка. Гарольду рядом со мной просто нечего делать.
- Ты в чужом мире:
- Я везде в своем мире. Мне везде хорошо. Только за Ведьминой печатью мне было плохо, но оттуда я, с твоей помощью, выбрался:
- И отблагодарил, - сказала я желчно.
- Ну, прости, - он улыбнулся и сразу сделался таким милым, ласковым - плюшевый зайчик, а не некромант. - Я хотел сразу тебя убедить. Без этих вот просьб и уламываний: Я думал, будет забавно. А ты почему-то не оценила.
Он ухмылялся во весь рот, и, глядя на него, я поняла: он в самом деле считает свою придумку с "оперуполномоченным" веселой, удачной шуткой.
- Если ты такой серьезный маг, почему бы тебе не найти телефон и не вернуть его Ритке? - спросила я, разглядывая его черную рубашку из очень плотной ткани, с двумя нагрудными карманами. - Если ты такой: крутой?
- Потому что это скучно, Лен. Правильно и скучно. Кроме того, если бы все украденные мобильники превращались в больших клопов, разве это не было бы справедливо? Разве это не правосудие?
Я все больше узнавала прежнего Максимилиана. Мне было неуютно сидеть с ним рядом на скамеечке.
- Что ты там говорил: про Саранчу?
- Ах, ты все-таки вспомнила: Королевству грозит опасность, причем на этот раз - смертельная. Сотни тысяч воинов, верхом на многоногах, во главе князь Саран, и, насколько я знаю, еще ни одна крепость перед ними не устояла.
- А воины, стража? Армия Королевства?
- Ты же видела эту армию, - он снисходительно улыбнулся. - В Королевстве несколько десятков стражников. Это для мирного времени. В случае войны солдат приходится набирать среди крестьян, ремесленников, воров, желающих прославиться, и прочего сброда. Гарольд уже призвал под знамена всех, кто способен держать оружие: Но что значит эта кучка ополченцев против армии Саранчи? Разумные люди разбегаются из города вместо того, чтобы выйти на бой и неминуемо погибнуть.
- Ты врешь, - у меня пересохло во рту.
- "Врешь" и "Не хочу верить" - разные вещи, Лена.
- Я тебе не доверяю!
- Во-от, - он вздохнул. - Говоришь в один голос с Гарольдом. Он тоже мне, видите ли, не доверяет и не ищет со мной союза. Он послал гонцов к славному королю Уйме Первому, желает заполучить его в союзники:
- Уйма - король?
- С тех самых пор, как его папаша Охра Костегрыз на смерть поперхнулся вареной репой.
У меня от сердца отлегло - чуть-чуть. Кого-кого, а Уйму я хорошо знала и доверяла ему, как себе. Он человек надежный, хоть в прошлом и людоед.
- Гарольд прав, - сказала я некроманту. - Уйма приведет на помощь толпы людоедов: в смысле, бывших людоедов.
Максимилиан тонко усмехнулся:
- Вот-вот. Король Оберон в свое время объяснил им, что людоедствовать нехорошо. А придет князь Саран - и освободит их. То есть объяснит, что они свободны кушать, кого захочется. И как ты думаешь, на чью сторону эти толпы сразу же перейдут?
- Уйма не допустит.
- Конечно. Поэтому Уйму съедят первым.
Был безветренный августовский вечер. Мальчишки играли в настольный теннис - под фонарем, в пятне света, можно хоть всю ночь стучать целлулоидным мячиком. Ромка со второго этажа сидел с гитарой прямо на траве. Окна светились - люди пришли домой, ужинают: Все так мирно, обыденно, тихо:
- А Оберон? Ты сказал:
- Оберона нет в Королевстве.
- Почему?
- По колчану! Если бы он был на месте - думаешь, я бы решился за тобой идти?!
Я потрясла головой. Максимилиан странно на меня действовал: я тонула в его доводах, как в киселе. Надо было собраться; я не маленькая девочка против взрослого человека - я маг дороги против другого мага, некроманта, у нас разговор на равных, и я не позволю сбить меня с толку.
- Первое, - я принялась загибать пальцы. - Оберон никогда не бросит Королевство без присмотра. Второе: если Оберон находится в другом мире, в Королевстве останавливается время. Третье: Гарольд - главный королевский маг, и он, когда Оберона нет, принимает решения без чужой подсказки. Четвертое: Уйма верный союзник Королевства, а ты некромант, человек, не заслуживающий доверия. Пятое: забыл, как ты меня бросил в замке принца-деспота?
- Шестое: забыла, как я тебя потом вытащил?
Он, кажется, начал злиться. Меня это немного успокоило: вечная его улыбочка раздражала, как скрип железом по стеклу. Когда он злился, он казался моложе. Сейчас, при свете фонаря, я разглядела, что он не взрослый - ну, не такой взрослый, каким хочет казаться. Странно, что начальник лагеря вообще поверил, что парень лет семнадцати может быть старшим оперуполномоченным. Наверное, Максимилиан его околдовал: а может, просто очень уверенно держался.
- Первое, - он смотрел на меня исподлобья. - Оберона нет в Королевстве. Второе: поскольку он не ушел в другой мир, то и время не остановилось.
- Значит, пока мы здесь с тобой говорим, там к городу подступают враги?!
- Нет! Сейчас-то я в другом мире, а я стал частью Королевства, так что, пока я тут сижу, гуляю, уговариваю тебя, разыскиваю краденные мобильники, - там время стоит. Когда ты будешь в Королевстве - остановится время здесь, у тебя дома.
- Я знаю.
- Всезнайка, - он хмыкнул. - Я прошу тебя об одном: пойдем в Королевство. Сама все увидишь.
Распахнулось окно у нас на кухне. Выглянула мама, глубоко вздохнула, уставилась на нас с Максимилианом.
- Лена! - кажется, она даже растерялась. - Мы уже поужинали! Ты идешь домой?
Это означало: "С кем это ты сидишь? Он не похож на приличного парня! Посмотри, какой бледный, наверное, наркоман!"
- Иду! - крикнула я. - Сейчас!
Мама прикрыла окно, но не ушла - все поглядывала на нас. Максимилиан казался ей подозрительным. Хорошо, что она не знала, кто он такой на самом деле.
- Максимилиан, - ради мамы я старалась выглядеть беспечной, - ты себя повел, как мерзавец. Прямо сегодня. И после этого хочешь, чтобы я тебе доверяла?!
- Не доверяй, - он отвернулся, не скрывая раздражения. - Не доверяй, оставайся дома. А я могу спрятаться и пересидеть. Королевство мне не родное, чего ради я стараюсь?
- Куда девался Оберон?
- Иди в Королевство и все узнаешь.
- Король и великий маг не может провалиться, будто иголка в щель!
- Пойдем со мной - сама увидишь.
- Ты меня заманиваешь. Не пойду.
Он обернулся ко мне. В его глазах была такая злость, что я отодвинулась.
- Ну и ладно. Поговорили, теперь иди, ужинай! Завтра утром, когда проснешься, Королевство будет лежать в руинах. Пока!
Он поднялся и пошел к выходу со двора. И было совершенно ясно, что на этот раз он не вернется.
- Макс! - рявкнула я ему в спину.
Он даже ухом не повел.
- Стой!
Он вышел на улицу. Мама снова раскрыла окно. Не дожидаясь, пока она вмешается, я бегом кинулась за Максимилианом; воображаю, как это выглядело со стороны, но в этот момент мне плевать было, кто что подумает.
- Стой, некромант!
Соседка тетя Света, проходившая мимо, посмотрела на меня удивленно. Максимилиан повернул голову, но шага не замедлил. Я пошла с ним рядом; у меня горели щеки.
- Ладно. Проведи меня в Королевство - сейчас! И если ты обманул меня - или обманешь, или выкинешь какую-то штуку: берегись.
* * *
Удачи всем!
Сергей Дяченко