Опубликовано: [15.12.17]
Как вы знаете, около года назад известное российское издательство "Медиакнига" запустило новую серию аудиокниг - полное собрание наших сочинений. За это время было выпущено три новых аудиокниги, о которых мы уже рассказывали. До конца года должна появиться еще одна, по роману "Медный король". Наш сегодняшний гость - директор издательства Николай Тарасов! Поговорим о феномене аудиокниг, о современных тенденциях рынка и о том, как будет выглядеть наша новая серия.
- Здравствуйте, Николай! Что такое аудиокнига сегодня, насколько она востребована?
- Уважаемые друзья, читатели и слушатели, разрешите поприветствовать всех на этом сайте от имени издательства "МедиаКнига"!
Отвечая на первый вопрос, а точнее, два вопроса в одном, скажу, что аудиокнига сегодня – это в первую очередь энтернтаймент, индустрия развлечений. Как любой продукт этой отрасли, для того, чтобы приносить людям ожидаемые результат, она должна быть современным высокотехнологичным продуктом, в создании которого должны принимать участие профессионалы. В нашем издательстве для этого существуют две современные собственные студии звукозаписи, профессиональный штат, и самое главное – профессиональные исполнители-чтецы. Как правило, наши чтецы – это профессиональные актеры, выпускники московских театров, имеющие за плечами десятки, а иногда и сотни озвученных аудиокниг.
Отвечая на вопрос о востребованности аудиокниг, скажу, что если аудиокнига соответствует вышеуказанным условиям при ее создании, то она является вполне востребованным продуктом.
Учитывая, что технологии беспрерывно идут семимильными шагами вперед и то, что воспроизводящие устройства и гаджеты постоянно повышают качество звука до такой степени, что сегодня плееры и наушники из самого недорогого сегмента выдают вполне качественный звук, недоступный еще лет 10-15 назад даже в средней ценовой категории. Следовательно, практически каждый слушатель на сегодня уже способен различать что ему предлагает издательство и все чаще, выбирая аудиокнигу, руководствуется как технически высоким качеством звука, так и художественной его ценностью.
- Есть ли перспективы у этого формата?
- Перспективы у этого формата, безусловно, имеются. Перспективы на рынке РФ еще очень и очень высоки, так как охват потенциальной аудитории до сих пор далек до предельных значений и насыщения и зависит не только от узнавания такого явления, как «аудиокнига» людьми, но также и от проникновения высокоскоростного недорого интернета в РФ. Любые форматы носителей, такие, как CD, DVD и тп, почти мгновенно в России ушли в глубокое прошлое, в том числе и из-за длительного глубокого кризиса, и аудиокниги таким образом уже практически не распространяется около 5 лет.
Также важнейшим негативным фактором развития этого рынка являются пираты, практически блокировавшие продажи аудиокниг через интернет. Правда, в последние годы в отношении последних правительством РФ развернута мощная система противодействия, которая уже начала давать положительные результаты. Таким образом, при стабильно устойчивом росте проникновении интернета в РФ и ощутимом давлении на пиратов, могут возникнуть благоприятные условия развития.
- Почему Вы решили заняться этим?
- Я всегда интересовался высокими технологиями, качественным звуком и литературой. В какой-то момент появились технологии, позволяющие разместить большое количество звука на в тот момент еще очень распространенный и поэтому недорогой формат носителя – CD. Сначала это было хобби, увлечение, но со временем это стало основным моим профессиональным занятием и, можно сказать, делом жизни, на которое затрачено уже почти 20 лет.
- Что важнее в аудиокниге - текст или голос?
- В аудиокниге, как я говорил выше, важно три компонента, а именно:
Во-первых, голос, точнее, исполнение, творческая подача материала. Это может зависеть как от актера, так и от других участников процесса – режиссера, но и даже оператора.
Во-вторых, это технические параметры фонограммы.
В-третьих, я оставил этот пункт последним, так, как важность его, безусловна. То, что представляет собой книга – это архиважно. Содержание, качество наполнения, качество стиля автора, раскрытие характеров, нередко качество редактуры, в общем, все, что только может повлиять на качество текста – это все важно.
Что хочется отметить отдельно – это современность, актуальность произведений, up to date. Не секрет, что книги морально устаревают, и неоднократно озвучивались идеи, что современным школьникам непросто даются тексты, написанные 100 и более лет назад, потому что они просто не соответствую современной действительности и их место в музее. Современные люди, и тем более дети (будущие наши читатели и слушатели 8) живут уже в совершенно иной реальности, полной гаджетов, игровых приставок, высокотехнологичных идей и сервисов, фильмов с умопомрачительными спецэффектами. Можно много перечислять, но ясно одно – сам образ жизни драматически изменился и продолжает стремительно меняться. То, что было интересно и занимало умы еще лет 50 назад, казалось фантастикой – сегодня оказывается, что реальность почти повсеместно шагнула далеко за пределы мечтании и расширила кругозор новых поколений. Это очень важно учитывать при написании новых текстов. Попробуйте взять любой жанр, например, любовный роман. Казалось бы, чего здесь может быть нового? Но бестселлеры 1970-80х годов, и современные отличаются не только самой драматургией, но и бесконечным набором технических деталей современной жизни. Без чего устаревшие романы становятся просто неинтересны современному слушателю. Это касается всех жанров.
Резюмируя, скажу, что без соблюдения всех этих трех факторов, бестселлер достаточно сложно получить.
- Можете ли Вы выделить особо понравившиеся тексты, произведения?
- Среди текстов Марины и Сергея Дяченко одним из первых озвученных нами произведений был роман "Долина совести". Он "зацепило" так, что эти авторы остаются в числе моих любимых и по сей день. Из последнего озвученного "МедиаКнигой" отмечу цикл "Метаморфозы". Все эти произведения казалось бы разные, но их объединяет философия развития и становления личности героев, попадающих в необычные обстоятельства, адаптирующихся и преобразующихся, раскрывающих такие черты своих характеров, что фактически превращаются в совершенно других людей. Это классные книги, не теряющие актуальность и затрагивающие извечные философские темы.
- Насколько важно сейчас оформление аудиокниги? Есть ли у Вас любимые обложки или художники?
- Оформление аудиокниг, конечно, очень важно. Наше видение оформления обложек заключается в том, чтобы они были выполнены с учетом современных возможностей и при этом передавали ключевую парадигму произведения.
- В последние годы на просторах интернета появляется все больше любительских аудиокниг. Обращаете ли Вы внимание на это явление? Приходилось ли Вам работать с непрофессиональными чтецами?
- Подбирая исполнителей для наших аудиокниг мы всегда руководствуемся наличием профессионального образования (ГИТИС, ВТУ им.Щепкина и др.) и трудового опыта чтецов (актерский, дубляж и др). Это, почти всегда, чтецы с актерским образованием. Реже это профессиональные дикторы радиостанций или телеведущие. Немало наших аудиокниг исполнено заслуженными артистами.
Такое явление, как чтец-любитель нам известно. Этот феномен возник независимо от нас или кого бы то ни было еще. Я считаю, что раз это произошло, значит так и должно быть. Значит это кому-то нужно) Это, наверное, нужно в первую очередь самим любителям, чтобы заявить о себе миру. Много сфер деятельности, в которых люди хотят о себе заявить, не будучи профессионалами. Например, в пении. И для этого существует многомиллиардная ниша заведений – караоке. Единственное, в караоке люди, желающие петь сами платят, чтобы спеть. Или, например, в конкурсах пения любители иногда достигают определенных высот и подписывают контракты на дальнейшую работу под обучением и чутким руководством профи. Фактически, становясь после соответствующего обучения, профи.
С другой стороны, можно привести такой вопрос для примера: когда Вы покупаете книгу для ребенка и есть две альтернативы – профи или любитель, то что мы выберем? Мне ответ видится очевидным. При этом, почему мы должны ценить себя ниже и покупать себе любителей? Я уж не говорю о том, что большинство любительских начиток осуществляется с нарушением авторских прав. В любом случае, ответьте сами себе на вопрос – Вы бы пошли оперироваться к любителю?
Подытоживая, скажу, что раз такое явление есть, то оно не должно нарушать законодательства РФ, и авторского права третьих лиц, а также такие продукты, по идее, должны быть в бесплатном доступе, как и любая самодеятельность.
- Интересны ли Вам рецензии и отзывы на ваши аудиокниги?
- Конечно, нам интересны отзывы. Мы их внимательно и критически изучаем и принимаем к сведению при дальнейшем планировании выпуска аудиокниг.
- Наше с вами сотрудничество началось на рубеже 2000-х. Тогда было записано 5 аудиокниг. В 2016 году анонсирована новая серия, собрание сочинений Дяченко, выпущено несколько новых аудиокниг. Есть ли разница в продвижении этих книг на рынке тогда и сейчас?
- Да, разумеется. Если 17 лет назад это были аудиокниги на CD, то теперь это почти исключительно продвижение через интернет, в том числе через вновь и вновь появляющиеся площадки продвижения аудиокниг, такие, как "Литрес", "Патефон", "1С", "ЛаудБук" и другие. Надеемся, что в связи с вышеперечисленными факторами улучшения ситуации на рынке аудиокниг будут появляется новые торговые площадки и сервисы, а также полноценный выход Google, iTunes и других платформ на российский рынок.
- Как Вы видите наше полное собрание сочинений - обложки, тексты. В чем новизна, изюминка?
- Мы предложили, и эта идея понравилась Марине и Сергею, выпустить по итогам записи всех произведений, некий итоговый продукт на материальном носителе. Возможно, это будет DVD или BlueRay диск. Это будет подарочный вариант, полное собрание сочинений, антология, и нечто вроде "твердой копии" нашего многолетнего сотрудничества с Мариной и Сергеем Дяченко.
Надеюсь, фанаты творчества всеми любимых авторов будут этого ждать, и со своей стороны мы приложим все усилия, чтобы они дождались выхода такого издания.
Спасибо, что пригласили в "Гостиную" и позволили ответить на Ваши вопросы, которые являются актуальными и важными для современного рынка аудиокниг в России!
- Спасибо вам, Николай, за то, что приняли приглашение! Желаем удачи !
© Марина и Сергей Дяченко 2000-2011 гг.
Рисунки, статьи, интервью и другие материалы НЕ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕПЕЧАТАНЫ без согласия авторов или издателей.
|
|