8 наименований советских и четыре иностранных на шесть номеров – это неплохо, богаче, чем в предыдущие годы. Особенно, если учесть, что две вещи давались продолжениями.
Разбор начнем с самой крупной вещи, с повести Михайлова. Она шла в четырех номерах. Михайлов – не новичок в «Искателе», в позапрошлом году был напечатан рассказ «Черные журавли вселенной», который я недавно с удовольствием увидел в японском журнале научной фантастики. Рассказ был очень неплохой, но речь не о нем. Новая повесть Михайлова – изрядный шаг в сравнении с его первой повестью «Особая необходимость». (Я буду считать, что все присутствующие знакомы с содержанием и пересказывать не стану.)
Тема повести – труд, героизм, вошедший в норму, изменение характера от [зачеркнуто: выс] низшей ступени к высшей, восхождение героя от непонимания к пониманию. Действие происходит в коммунистическую эпоху, и хорошо показано, что это общество не останавливается, но движется вперед, развивается за счет новых, неизвестных пока противоречий, в частности, за счет противоречия между исконно нормальным стремлением к стабилизации и безопасности и новым отношением к труду, как к наслаждению, требующему беззавтеного героизма и отдачи себя без остатка. Герой повести как раз и поставлен в фокус этого противоречия, что делает его достаточно живым и рельефным. В повести есть отличные места – хорошо передана атмосфера радости труда, творчества, отличная выдумка – «свободный полет» молодых ученых, мысль показана в процессе. Кстати, это единственное место, где герои размышляют. У Михайлова герои не думающие. Зато они чувствующие, а это тоже немало.
Но при всех достоинствах повесть весьма и весьма не свободна от недостатков.
Ощущается несамостоятельность стиля.
Индивидуализация характеров (если исключить главного героя) достигается не за счет внутренних качеств, а за счет внешних признаков: Дуглас нукает, Гур витиевато выражается, Велигай появляется и исчезает (кстати, совсем ненужная здесь фигура), Седов говорит писклявым голосом, но он все же выделяется, а вот Лобов, помимо очень неумного отношения к пассажирам, дважды в сутки бреется.
Сюжет повести не продуман. Герой оказывается в центре событий, гоняясь за любимой женщиной, что в какой-то мере повторяет сюжет (и ошибку) «Звезды КЭЦ» Беляева. Счастливый конец предрешен заранее.
Апологетика физического труда горяча, но бездумна. Автору ничего не удалось противопоставить логике Слепцова, кроме одного трупа (так и неясно, как он погиб) и стальных мускулов главного героя.
Злоупотребление псевдонаучными и псевдотехническими терминами. Они уже не антураж, а действующие детали, и как таковые могут только псевдодействовать, это принимает оттенок пародии.
Много фактических научных ошибок.
Все эти недостатки сильно снижают уровень повести, придают ей дилетантский привкус, а ведь их, вероятно, могло и не быть. И, можно надеяться, не будет при издании повести отдельной книжкой. Это говорится не в упрек редакции. Журнальные варианты очень часто содержат ошибки, и это довольно естественно. Я склонен считать, что эта повесть при всех ее недочетах является все же организационной удачей «Искателя». Такие повести нужны, а ее в «Искатель» не принесли, это, так сказать, собственный автор журнала, член его актива. И очень жаль, что я познакомился с этой повестью слишком поздно, ибо и она отметает обвинения Когана в том, что советская фантастика не занимается коммунистическим будущим. Недостатки же – повторяю – естественны: трудно ожидать совершенной вещи от молодого автора прямо так, с ходу, со второй попытки. А что Михайлов растет – это ясно. И, возможно, именно «Искатель» сделает его хорошим писателем-фантастом.
[Предыдущая рецензия]
Список рецензий АНС
[Следующая рецензия]
Третья и последняя из больших вещей «Искателя» в 64-м году – это повесть Парнова и Емцева «Последнее путешествие полковника Фосетта». Могут найтись люди, которые скажут, что после выхода только что книги Фосетта-младшего эта повесть не может иметь никакого интереса. Это неправда. Такие мнения мне уже пришлось услышать, но я с ними не согласен. Независимо от антуража – или, хотя бы, благодаря ему, – авторам удалось создать хороший образ увлеченного и вместе с тем обманутого в своих лучших надеждах ученого, который в каком-то спокойном отчаянии идет сквозь неимоверные трудности навстречу странной загадке. Повесть добрая, грустная, немножко старомодная, но оставляет, несмотря на трагический конец, светлое чувство веры в человека, в его настойчивость и неуклонное движение вперед.
Конечно, есть там и одна несуразность – непонятно, как пластиковый бидон прошел через стену воды, дробящую стекло в пыль и мгновенно стирающую камни. Но это, вероятно, либо редакционная, либо техническая ошибка авторов. Исправить ее не составляет, вероятно, труда. И хотя по своему значению для мира фантастики «Искателя» повесть второстепенное по сравнению с «Шагом вперед» место, тем не менее видеть ее на страницах журнала было приятно.
Рассказ «Лоцман Кид» тех же авторов представляется мне, напротив, довольно слабым. Возможно, виной тому подзаголовок «научно-фантастический», до самого конца ждешь чего-то, что оправдало бы этот подзаголовок, но это не происходит. Остается среднего качества природоведческий рассказ с деталями, взятыми из довольно известных натуралистских книжек. К тому же имеет место, как мне кажется, фактическая неточность. Даже на американском флоте и даже самый разгильдяй из морской пехоты не станет таскать на палубе автомат и тем более стрелять без разрешения.
[Предыдущая рецензия]
Список рецензий АНС
[Следующая рецензия]
Наконец, отрывок из второй части «Понедельника» Стругацких. Вообще обыкновение представлять писателей на страницах журнала заслуживает всяческой похвалы. Однако в данном случае получилось неважно. Отрывок коцый, ничего не говорящий ни уму, ни сердцу. О нем даже сказать, наверное, ничего невозможно. К сожалению, я это увидел только уже в готовом номере. Вина здесь не только и не столько на редакции, сколько на мне. Свое как-то не замечаешь в недостатках.
[Предыдущая рецензия]
Список рецензий АНС
[Следующая рецензия]
Что касается иностранных рассказов, то здесь положение вполне удовлетворительное, хотя у А.Кларка можно было, наверное, подыскать что-либо более интересное. Очень хорошо, что даются старые вещи, давно не печатавшиеся – «Тайну старой штольни».
Вывод. Фантастика в «Искателе» за 64-й год стала лучше, чем в предыдущие годы. Но до идеала еще очень далеко. Надо все-таки создавать актив, опираться на актив, быть более требовательным и ни в коем случае не печатать того, что можно печатать и можно не печатать. И уж никак нельзя печатать то, что нельзя печатать.