БОЛЬШАЯ СТРУГАЦКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
[Предыдущая часть] Оглавление [Следующая часть]
Д
«ДАЛЕКАЯ РАДУГА» (1963). Повесть о безответственных ученых, поставивших некий опыт, поставивший тем самым некую планету на грань гибели. Повесть, поставившая подростка Славу Рыбакова (ныне лауреата Госпремии, драбанта — см. Драбант) перед необходимостью письменно сообщить Б.Стругацкому: «Борис, ты не прав!» (См. Воспоминания)*
ДВЕНАДЦАТЬ — не поэма, а роковой возраст, в котором чаще всего происходило знакомство с книгами АБС. «Когда мне было 12 лет, по совету дяди прочитала «Трудно быть богом». Это было потрясение, откровение. После этого я резко почувствовала себя взрослым человеком. С тех пор и пошло» (Юлия Садчикова. Понедельник, 1992, № 73. См. Понедельник). «Первой книгой был «Обитаемый остров». Но увлечение творчеством Стругацких началось у меня не с этой книги. Я даже авторов тогда не запомнил. Пару лет спустя я прочитал «Трудно быть богом», и именно эта повесть «произвела в моем сознании ту подвижку, которая и привела меня в конце концов к Большому Откровению» (Виктор Ефремов. Понедельник, 1992, № 92).
ДИССЕР (сленг студ.) — научный труд по проблеме (животрепещущий или не очень). Обычно знакомство с автором заменяет чтение автореферата. Но бывают исключения. И с к л ю ч е н и е:
Ивонна Хауэлл (США): «...Борис Стругацкий, когда я недавно была у него в гостях, показал мне ваши «Понедельники», а также и «АБС-панораму». Мне бы очень хотелось читать все, что группа Люденов пишет о Стругацких, и по возможности участвовать в вашей деятельности. Дело в том, что я недавно защитила докторскую (так называемый у нас «PhD») диссертацию по теме «Апокалиптический реализм в творчестве Братьев Стругацких». Смысл, разумеется, таковой: ход всяких «реализмов» в русской литературе — психологический, критический, не говоря уже о «социалистическом» — достигает сегодня в творчестве Стругацких как бы следующего этапа. Итак: апокалиптический реализм (а отнюдь не науч.-фант.)... В диссертации очень много подробностей, на которых я как бы не настаиваю. Надеюсь, что это не звучит парадоксально (если не настаиваешь, почему так пишешь?..), но я скорее всего заразилась атмосферой ОЗ, ГО, ХС, когда писала, и начала немножко играть, выдумывать... ну, вам-то, люденам, понятно. Так что я не сомневаюсь, что там вы найдете много спорного. Главное остается главным: я хотела подчеркнуть, что Стругацкие — 1) это сугубо русские писатели, их надо понять в контексте русской литературы и культуры; 2) для них фантастика — не просто хитрый фокус, чтобы обманывать цензоров (для западного человека, как Potts, самое очевидное толкование), а наоборот, эта самая фантастика лучше всего отражает реальный «совдеповский??» мир 70-80-х годов. Я увлеклась тем, как весьма реалистическое описание советского быта, в сочетании с вполне реалистическим описанием научной, интеллектуальной и духовной культуры «героев-интеллигенции»... превращается в нечто фантастическое (тут, может быть, действительно общий подход с Булгаковым).
(П., 1991, № 35; П., 1992, № 63).
ДОМ. Обычный дом, на Выборгской стороне. Сампсониевский проспект (К.Маркса), 4. Семья Стругацких жила в нем до войны и в блокаду. БНС: «Я должен был умереть в блокаду — это было ежу ясно, я умирал, мама мне об этом рассказывала... меня спасла соседка, у которой каким-то чудом оказался бактериофаг... Мне дали ложку этого лекарства, и я выжил, как видите» (Даугава, 1987, № 8).
Март 93 г. Дом на ремонте. А.М., дворник:
...Я сорок третий год здесь работаю.
...Стругацкого... знаю! Слыхала эту фамилию.
...Нет, лично не знакома. Я ведь у Медицинской академии мету.
...Да, в этом доме люди хорошие жили все: стены-то какие — метровой толщины.
...Чего там строят? Не знаю, вроде гостиницу «Ленинград».
...А чего это вы все тут расспрашиваете? Для нас, дворников, гласности нет! Мы все втихомолку метем!
С.Ф.
ДРАБАНТ. Действительный член семинара Б.Стругацкого в Доме писателя, который (не Дом, а член) почему-то обозван руководителем драбантом. Более полную характеристику Д. см. Портрет обобщенный, как, впрочем, и более полную характеристику руководителя.*
ДУБУЛТЫ. ПостМалеевка. Ныне Зарубежье. Дом отдыха, где ежегодно трудились молодые фантасты, выбирая лучших из лучших, в число коих неизбежно попадал кто-либо из драбантов (см. Драбант).
«ДЬЯВОЛИАДА». По оценке некоторых воспоминателей, первая книга М.А.Булгакова, прочитанная БНС: «Мы несколько раз обсуждали с Борисом Натановичем ранние повести Булгакова — это было в 1967 году. Первый разговор я запомнил хорошо, потому что двадцать раз пересказывал его приятелям. Мы встретились с Б.Н. на площади Мира: он приехал по филателистическим делам, а я жил недалеко, и мы договорились, что я перехвачу у него книгу, которую я давал ему почитать. Это был сборник Булгакова «Дьяволиада», «недровское», если я не ошибаюсь, издание 1926 года. Там были «Дьяволиада», «Роковые яйца» и четыре или пять рассказов...
Я стал расспрашивать Б.Н. — ну как? И принялся, смакуя, перебирать запомнившиеся мне шутки, смешные фразы и, среди прочего, вспомнил Чрезвычайную комиссию в составе наркомов таких-то, профессоров таких-то и товарища Рабиновича (это в «Роковых яйцах»).
«Знаете, Миша, — сказал Б.Н., — мы только что закончили в черновике повесть, там тоже нечто подобное — тройка из четырех человек».
В те поры совпадение показалось мне очень забавным, а через месяц-полтора, когда я «Тройку» прочитал, я принялся всем приятелям рассказывать — вот, Стругацкие придумали такую штуку, не читая Булгакова.
Признаюсь, нынче сходство не кажется мне таким уж острым, но, во всяком случае, благодаря этому я зафиксировал время, когда Б.Н. познакомился с книжкой Булгакова». (Михаил Лемхин. П., 1992, № 83).
Е
ЕДИНСТВЕННАЯ БУКВА, на которую не нашлось ничего имеющего отношения к братьям Стругацким. Ну не Ельцина же поминать, в самом-то деле!*
Ё
Ё. Тем более! См. Е...
Ж
ЖЕНОФОБИЯ. Профзаболевание исповедующих фантастический реализм. Пример:
Как-то в феврале 93-го зашли децимэтры Измайлов и Рыбаков к мэтру Стругацкому по делам. Сначала побеседовали о проблемах издательских, причем Измайлов уверял, что все замечательно, а потом заговорили о прочей ерунде. «Да, кстати, — вспомнил Стругацкий, — прочитал я, Славочка, ваш новый роман. Я вас поздравляю, хотя и не в обнимку. Вы произвели на меня сильное впечатление. Но оно было бы куда сильнее, если бы вы вырезали оттуда всех женщин». А не читавший романа децимэтр Измайлов деликатно отвернулся, но, зная Рыбакова, несколько раз кивнул.
Так Рыбаков и поступил. Текст, правда, трогать не стал, поленился — но женщин вырезал.
А что оставалось делать? Старший приказал!
В.Рыбаков
ЖЕНЩИНА В ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Рубрика.
«Русский лес братьев Стругацких». Название статьи Иланы Гомель, напечатанной под этой рубрикой. Цитата из статьи: «Кандид, герой романа, оглушенный, напуганный, импотентный, блуждает в дебрях женской топографии. И не нужно быть психоаналитиком, чтобы осознать значение орудия, которое частично возвращает ему силу и уверенность в себе — скальпель» (с. 50). И еще одна цитата: «Отношение Стругацких к женщинам — это брюзгливое недоверие. Что на женщин нельзя полагаться, знают все. Хорошо бы от них избавиться. И в самой откровенно-мечтательной фантазии Стругацких «Понедельник начинается в субботу» их нет вообще» (с. 59). Литкритик Р.Арбитман (Саратов), обнаруживший «Русский лес...» в израильском журнале «Портрет», считает, что «такой взгляд на мир Стругацких... весьма любопытен». (П., 1992, № 56).
«ЖИДЫ ГОРОДА ПИТЕРА» — см. в Тульском драматическом театре им. Горького «Мученики города Питера, или Невеселые беседы при свечах» (также см.).
«ЖУК В МУРАВЕЙНИКЕ» (1980). Повесть, взахлеб читаемая и расхваливаемая в свое время компетентными органами, решившими было, что братья Стругацкие перековались и наконец-то пишут, что надо. См. Компетентные органы.*
[Предыдущая часть] Оглавление [Следующая часть]