Аркадий и Борис Стругацкие

Карта страницы
   Поиск
Творчество:
          Книги
          Переводы
          Аудио
          Суета
Публицистика:
          Off-line интервью
          Публицистика АБС
          Критика
          Группа "Людены"
          Конкурсы
          ВЕБ-форум
          Гостевая книга
Видеоряд:
          Фотографии
          Иллюстрации
          Обложки
          Экранизации
Справочник:
          Жизнь и творчество
          Аркадий Стругацкий
          Борис Стругацкий
          АБС-Метамир
          Библиография
          АБС в Интернете
          Голосования
          Большое спасибо
          Награды

БОРИС СТРУГАЦКИЙ

 

 

БОЛЬШАЯ СТРУГАЦКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

[Предыдущая часть]     Оглавление

Ф

ФАЙЛ ТЕКСТОВОЙ. Специальное отделение компьютерной памяти. Еще один пример применения достижений электроники в губернском городе СПб: «Чтение «Понедельников» так вдохновило меня, что я завел, наконец, текстовой файл, куда отныне намерен вносить НЕОБХОДИМЫЕ ИСПРАВЛЕНИЯ — для будущего экстраполного и супервыверенного Собрания сочинений в -надцати томах. По поводу чего и выражаю свою искреннюю признательность досточтимому В.Казакову и неподражаемому Александру Милинскому! Ибо они воистину подвигли меня на эту акцию, необходимость которой я смутно ощущаю уже давно. На месте же люденов (пусть не всех, а только тех из них, кто интересуется теоретическим литературоведением) я обязательно составил бы полный «СПИСОК СПОТЫКОВ, ЛЯПОВ И ПРОКОЛОВ» и проанализировал бы его. Опытный психоаналитик способен многое узнать о своем пациенте, исследовав систему оговорок его, описок и прочих лингвистических несоответствий. А на что способен опытный люден?» БНС. (П., 1991, № 26.)

ФАНТАСТИКА — литература. Утверждение братьев Стругацких, справедливое, как тридцать лет назад, так и ныне и впредь и вовеки веков для любого, кто хоть однажды читал братьев Стругацких. Обратное утверждение, собственно говоря, тоже верно применительно к творчеству братьев Стругацких.*

ФАНТАСТИКА СОВЕТСКАЯ. Национальная традиция в России очень сильна: поколение или два назад в деревнях еще рассказывали сказки. Лично мне кажется, что у этой традиции есть сильные стороны, особенно когда ее используют иронически, как Стругацкие. Но она и очень опасна, ведь сказка — это старший жанр, и если вы хотите писать сказки, вы не будете писать НФ. Так что это главное направление в хорошей советской НФ после 1968 года мне не нравится: по-моему, она делает НФ безобидной. Под хорошей НФ я имею в виду Биленкина, Гора, Варшавского, Стругацких, Шефнера, Ларионову, Булычева и других. Это направление держало ее в состоянии, которое я называю нонкогнитивным. Следует добавить, что в СССР по идеологическим причинам опубликована масса чудовищно плохой НФ, потому что комитету нравились свои наемные писаки. Думаю, теперь этому придет конец. Не знаю, но надеюсь на это. Затем им придется терпеть массу плохой коммерческой НФ: рынок, без сомнения, тоже найдет своих наемных писак (часто это те самые, кто писал для комитетов, эта порода вынослива).

Дарко Сувин,
(американский историк и теоретик НФ)

ФОРМУЛА ВРЕМЕНИ. У каждого своя. И с точки зрения вечности, и в житейском плане. У Бориса Стругацкого тоже:

— Тогда, Борис Натанович, я вам через пять минут перезвоню!

— Нет, именно через пять минут — не очень удачно. Я как раз сейчас бреюсь, чтобы идти за хлебом. А через час — пожалуйста!

 

— Тогда, Борис Натанович, я вам через пять минут перезвоню!

— Нет, именно через пять минут — не очень удачно. Мне буквально сейчас должен звонить Славочка Рыбаков. А через час — пожалуйста!

 

— Тогда, Борис Натанович, я вам через пять минут перезвоню.

— Нет, именно через пять минут — не очень удачно. Я как раз через пять минут должен буду срочно уезжать. Так что если у вас очень коротко, то давайте сейчас.

— Очень коротко. На полчасика.

— Валяйте!

 

— Тогда, Борис Натанович, я вам через пять минут перезвоню!

— Хорошо. Только обязательно напомните, когда будете звонить, о чем мы с вами...

А.И.

Х

ХАУЭЛЛ ИВОННА — см. Диссер.

ХИТ-ПАРАД (депутатский). Эксклюзивно для БСЭ ряд депутатов Санкт-Петербургского городского Совета ответили на два вопроса: 1. Ваше любимое произведение у братьев Стругацких? 2. Что из творчества этих писателей наиболее актуально сегодня?

Юрий ГЛАДКОВ, член малого Совета: 1. «Улитка на склоне». 2. Затрудняюсь назвать конкретно, но воздействие книг Стругацких на подготовку умов, которые сегодня что-то делают, было колоссально. То, что я сейчас здесь, — в какой-то степени связано с творчеством Стругацких.

Алексей КОВАЛЕВ: 1. «Понедельник начинается в субботу» и «Улитка на склоне». 2. «Улитка...» затрагивает наиболее глубинные основы нашего мировоззрения, как и «Жук в муравейнике». Думаю, 70-80 процентов нашей молодой интеллигенции «росли» вместе с книгами Стругацких, и в этом смысле их влияние огромно.

Виталий СКОЙБЕДА: 1. «Сказка о тройке». 2. «Сказка о тройке».

— А что бы ты делал, если был прогрессором, заброшенным на Землю?

— Я бы немедленно отсюда смылся.

Александр БЕЛЯЕВ, председатель горсовета: 1. «Пикник на обочине». 2. «Понедельник начинается в субботу». Сегодняшний окружающий нас «дурдом» очень похож на тот, который изображен в этой книге.

Михаил ГОРНЫЙ, член малого Совета: 1. «Страна багровых туч» (первое, что я прочитал у Стругацких), «Понедельник...», «Трудно быть богом», «Хищные вещи века». 2. «Обитаемый остров». Острейший философско-политический прогноз!

Виктор НОВОСЕЛОВ, председатель Московского райсовета: 1. «Гадкие лебеди». 2. «Отягощенные злом».

Сергей ЕГОРОВ, председатель комитета по вопросам собственности: 1. Они все мне нравятся! Ни одного «слабого» назвать не могу! Самые любимые (по «убывающей») — «Обитаемый остров», «Пикник на обочине», «Трудно быть богом». И вообще это — мои любимые писатели-фантасты, я вырос и сформировался как человек в большей части на их произведениях. 2. «Обитаемый остров» сегодня ОЧЕНЬ актуален! Нет того излучения, нет башен, но психологическое излучение очень сильно, и большая часть населения находится под интенсивным его воздействием. Не все, как Максим Каммерер, защищены от него... «Град обреченный», конечно. И «Улитка на склоне»: сейчас каждый человек, мне кажется, находится в состоянии Кандида. Кто-то это осознает, кто-то — нет, но каждый должен понять — что же все-таки происходит вокруг?

Борис Вишневский

«ХИЩНЫЕ ВЕЩИ ВЕКА» (1965). Повесть, в которой авторы убедительно (однако умозрительно) демонстрируют, что люди с жиру обычно бесятся. В настоящее время, когда не до жиру, проверить опытным путем в России не представляется возможным. Отчего повесть скорее выиграла, а не проиграла, преобразовавшись из фантастики ближнего прицела в фантастику ну о-о-очень дальнего прицела.*

ХОРОШАЯ КНИГА — всегда некий импульс к работе. Она вызывает так называемую «белую зависть» — хочется написать что-нибудь в этом же роде и еще лучше. Я, впрочем, не помню ни одного случая, когда прочитанная книга бросила бы меня за письменный стол, к пишущей машинке, к бумаге... Нет, так не бывает. Но вот что я заметил: есть книги, которые особенно хорошо читать именно в процессе работы — вечером, когда дневная ее порция закончена. Вне работы я перечитываю их редко. Это, например, «Помпадуры и помпадурши» Салтыкова-Щедрина или «Современная идиллия» его же, или (не странно ли?) трилогия Дюма о мушкетерах. Почему именно эти книги? Почему именно во время работы? Не знаю. Сравнил бы вот с чем: как больная собака по неконкретным приметам разыскивает нужную ей травку, так и моя рука тянется к книжной полке и достает именно то, что нужно. БНС, «Вечерний Ленинград», 1985, 18.12.

Ц

ЦУРЭН. Стихотворец из повести «Трудно быть богом» (см. Т.). Знаменит строчкой «Как лист увядший падает на душу». На вопрос Б.Стругацкому, чьи это стихи, Б.Стругацкий скромно ответил: «Ну, мои».*

Ч

«ЧАРОДЕИ». Двухсерийное кино. Самое яркое свидетельство творческой неудачи кинематографистов, сотворенное по отдаленным мотивам творческой удачи писателей (см. Кино).*

Ш

ШЕКСПИР. Стихотворец. Знаменит, среди всего прочего, монологом «Быть или не быть?». На вопрос Румате Эсторскому (см. Р), чьи это стихи, Румата скромно ответил: «Мои».

 

ШКОЛА. Выборгская ул., 3. Акимова Лариса Ивановна, завуч школы № 107: «И Борис, и Аркадий заканчивали нашу школу. Легенд о их пребывании в этих стенах не осталось, но учителя, которые их помнят, говорили, что это были хорошие ребята. На моей памяти Борис Натанович в школу не приходил, но его мама (Александра Ивановна Литвиничева, заслуженный учитель РСФСР. — Прим. ред. БСЭ) — она раньше работала завучем в этой школе и преподавала литературу — все время поддерживала с нами связь, когда была жива. Через нее мы узнавали об успехах сыновей. Стругацкими школе было подарено несколько книг, они есть в школьной библиотеке».

С.Ф.

Щ

ЩЕКН — (см. Итрч, см. ИТРЧ).*

Ы

Ы — голый вепрь, свирепое животное из повести «Трудно быть богом». В России давно не водится, ибо по сути (голый вепрь) является свининой. Съеден свирепым населением. Переварен.*

Э

ЭКСЕЛЕНЦ. Расхожее обозначение Б.Стругацкого членами семинара (драбантами, см. Д.) Б.Стругацкого. Подразумевается большое уважение, а не портретное сходство с Рудольфом Сикорски (см. «Жук в муравейнике», «Обитаемый остров», «Волны гасят ветер»), называемым так же из большого уважения.*

ЭПИГРАФ. Фантастика без тайны — скучна. Фантастика без достоверности — фальшива, напыщенна и назойливо дидактична. А фантастика без чуда — и не фантастика вовсе. БНС. (см. Лем).

Ю

ЮБИЛЕЙ. Пора. Ура. См. З. «За трудовую доблесть»: «Он та-а-кой молодой!». В одной из частных бесед драбант А.Измайлов осмелился заявить Б.Стругацкому: «Вы уж меня послушайте! Мне уже почти сорок, а вам еще и шестидесяти нет!». А.Измайлов уже не прав. Уже — есть!*

Я

ЯРОСЛАВЦЕВ С. Писатель. По уклончивым утверждениям братьев Стругацких, никакого отношения к братьям Стругацким не имеет, даже не однофамилец. Особенно не имеет отношения к А.Стругацкому.*

ЯТУРКЕЫНЖЕНСИРХИВ. Имя собственное из сказки «Путешествие в преисподнюю». Придумано С.Ярославцевым путем, отличным от компьютерных изысканий Б.Стругацкого (см. М — Мудакез). Читай наоборот: Ятуркеынженсирхив...*

 


Большая Стругацкая Энциклопедия

Условные обозначения:
АНС — Аркадий Натанович Стругацкий.
БНС — Борис Натанович Стругацкий.
АБС — Аркадий и Борис Стругацкие.

Произведения АБС:
ВНМ — «Второе нашествие марсиан»
ГО — «Град обреченный»
ЗМЛДКС — «За миллиард лет до конца света»
ПНВС — «Понедельник начинается в субботу»
ПНО — «Пикник на обочине»
ОЗ — «Отягощенные злом»
ТББ — «Трудно быть богом»
УНС — «Улитка на склоне»
ХС — «Хромая судьба»
 
П. — «Понедельник» (ньюслеттер группы «Людены»).

* * *

Над БСЭ работали:

Идея, составление и оформление — Константин Молох, Геннадий Кабалкин.

Автор (44 статьи БСЭ — отмечены * ) — Андрей Измайлов.

Редакторская группа: Константин Селиверстов, Валерий Прохватилов, Сергей Федоров.

Фото — Сергей Подгорков, Дмитрий Григорьев.

Дружеские шаржи (на 1-й и 5-й стр.) — Евгений Мигунов.

Верстка и набор — Алексей Иванович, Александр Лебедев, Ольга Иванович, Мария Черняева, Вера Хайкович.

* * *

Редакция «ПЛ» выражает благодарность группе «Людены» (координатор Юрий Флейшман) за помощь в подготовке БСЭ и предоставленные материалы.


// Петербургский литератор. — 1993. — № 4 (10).


Главный редактор Валерий Прохватилов

Мнение редакции и авторов не обязательно совпадает.
 

Редколлегия:

Юрий АЛЕКСАНДРОВ (главный художник), Владимир АРРО, Александр ЖИТИНСКИЙ, Виктор КРИВУЛИН, Валерий ПОПОВ, Константин СЕЛИВЕРСТОВ (заместитель главного редактора), Борис СТРУГАЦКИЙ, Владимир УФЛЯНД, Сергей ФЕДОРОВ (редактор отдела литературы), Юрий ШМИДТ.

Учредитель — Союз писателей Санкт-Петербурга.

Редакционное свидетельство № П 0001

«Петербургский литератор» № 4 (10)

Адрес редакции: 191187, С.-Петербург, ул. Шпалерная, 18, тел. 272-71-22.

При перепечатке ссылка на «ПЛ» обязательна.

ППО 1-5 Ленуприздата, г. Тосно, пр. Ленина, 135

Номер подписан в печать 8.04.93. Зак. 785. Тир. 8000.

[Предыдущая часть]     Оглавление

 


      Оставьте Ваши вопросы, комментарии и предложения.
      © "Русская фантастика", 1998-2007
      © Константин Молох, Геннадий Кабалкин, состав, 1993
      © Андрей Измайлов, Вячеслав Рыбаков, Константин Селиверстов, текст, 1993
      © Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000
      © Алексей Андреев, графика, 2006
      Редактор: Владимир Борисов
      Верстка: Владимир Борисов, Максим Образцов
      Корректор: Владимир Дьяконов
      Страница создана в январе 1997. Статус официальной страницы получила летом 1999 года